Дом Старого Шляпа

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дом Старого Шляпа » Бар » Зачем Герасим утопил Муму?


Зачем Герасим утопил Муму?

Сообщений 1 страница 30 из 32

1

Родители недоумевают, зачем эта жуткая и малопонятная история детям в пятом классе. Даже еще до того, как они про крепостничество узнали. Почему оно прочно в школьной программме с советских времен - понятно, обличение "жизни при царе" во весь рост. Почему так рано - думаю, очень просто, потому что про собачку. Детям будет жалко собачку и они невзлюбят крепостничество. И вообще, про собачек - это детям.

Я в свое время уже на эти грабли наступала. Моя дочь во втором классе как-то утром вдруг вспомнила, что рассказ заданный не прочла. Ну, это для нее типично, ничего страшного, читала она уже быстро, говорю: пока я тебя буду заплетать, прочтешь.

А рассказ оказался "Лев и собачка". Доброго к детям ненасильственного графа Толстого. Ну, вы помните. Там не ту, неправильную собачку лев разорвал, потому что любил правильную. Через пять минут я имела полузаплетенного и безутешно рыдающего ребенка, совершенно непригодного к получению образования. Помянула незлым тихим словом и графа, и программу, и учительницу, и себя, что не посмотрела сразу, что она там читает.

А вы говорите - пятый классс. К нему у детей уже защитная смазка образуется, обильно выделяемая при столкновении с великой русской литературой. В виде хохмочек, шуточек и прочего обесценивания. Поскольку история про Муму - на самом деле очень страшная, то и фольклора защитного про нее особенно много.

Да что там дети - редкий взрослый захотел бы на досуге это перечитать.

И выносит от этого рассказа вовсе не потому, что про собачку. И даже не потому, что про крепостничество.

Давайте я попробую объяснить, как мне видится.

То, что барыня была во многом списана с матери Тургенева, известный факт. И история похожая была, только там бедолага никуда не ушел. Все стерпел и остался верен госпоже.

Детям в школе про это рассказывают, а вот все подробности детства писателя благоразумно не сообщают.
(честно стырено в инете)

кое-что и кое-как

А была там жуть жуткая, жестокое обращение на уровне истязаний. Мамочка была, похоже, психопатом эпилептоидного склада, и сама, видимо, посттравматиком, детей била за все подряд, и ни за что - тоже. Любимая забава была - наказывать, а за что - не говорить: "Тебе лучше знать". Стратегии избегания не было - изобьют по-любому. На детей доносили все слуги, а мамочка еще любила в процессе экзекуции изобразить, что она так расстроена, что аж сердце болит, сейчас помрет, и потом в письме описывала, как трогательно пугался за нее сынок, которого она только что хлестала розгами. Защищать детей было некому, власть матери над ними была полной, другие привязанности не допускались.

https://materinstvo.ru/content/article_ … _Repin.jpg

То есть имел место самый тяжелый по последствиям сценарий насилия над ребенком:
тотальность (нет стратегии избегания, как ни хорошо себя веди, все равно изобьют,
амбивалентность (единственный человек, которого ты любишь, истязает тебя),
обвинение жертвы (неблагодарный, довел мамочку)
нет защитника, кроме самого насильника.
Короче, сука была та еще, не в обиду Муму будь сказано.

Старшего сына она полностью сломала, судя по его жизни, он был глубоко виктимным человеком. А Иван сопротивлялся хоть как-то, убежать хотел, но поймали и высекли до полусмерти. Кроме избиений, был тотальный контроль всех сторон жизни, постоянное психологическое насилие.

И вот в контексте всего этого история про Герасима читается как попытка осмысления своего опыта, нарративная практика самопсихотерапии. Написан рассказ был, когда Тургенев сидел под арестом,что само по себе создает условия. С одной стороны, есть триггер: ты опять в чьей-то власти. С другой, есть время, покой и достаточная безопасность. Самое оно.

Герасим - глухонемой богатырь, которого насильно привезли в дом барыни.

Это же метафора одаренного ребенка, который не мог выбрать, где ему родиться, который не имеет ни слов, ни прав, а главное - изначально искренне хочет быть "хорошим мальчиком", заслужить любовь матери (кстати, сам Тургенев был тоже богатырского сложения).

Ему очень тяжело, но он очень старается, проявляет преданность и усердие и долго надеется, что ему удастся стать настолько "достойным" (сшить кафтан), что ему разрешат просто жить, иметь свою тайную личную жизнь души, любить кого-то. А уж за ним дело не станет - он всегда будет верным слугой.

Сама Татьяна, тихая, кроткая, безропотная - это та субличность, на которую ребенок в такой ситуации надеется, как на спасительную. Если быть очень-очень-очень милым и послушным, то, может быть, не уничтожат , не выжгут в тебе все, пощадят.

"Как бы не так! - отвечает на это барыня-мамаша, - тайную жизнь души ему, любовь ему, накося выкуси!" - и устраивает мерзкую историю с якобы напившейся Татьяной и насильственным замужеством. То есть отдает эту самую кроткую субличность на поругание, растаптывает ее, да еще обставив все так, что, мол, она сама виновата, дрянь такая.

И приходится с этой надеждой проститься. Этот путь оказывается закрыт. В ситуации такого насилия сохранить свою душу живой, любящей, развивающейся (могли же быть и дети) невозможно.

Ребенок все еще не сломлен, он не готов сдаться и превратиться в зомби, пустую услужливую оболочку без души, стать полным рабом.

Новая попытка - затаиться, ужать все свое живое и уязвимое до совсем малого, пренебрежимого размера - подумаешь, собачка, ну кому она помешает. Мелкая тварь, крошечный кусочек живого и теплого, лично значимого, а так - я вот он, весь ваш покорный слуга.

Но нет, насильника не обманешь. Он спинным мозгом чует, где осталась зона свободная от его контроля.

Как в разговоре Уинстона с О, Брайеном: "Я не предал Джулию" - и ухмылка в ответ, почти сочувственная: предашь, дорогой, куда денешься. Все будет зачищено, до закоулочка. Они оба понимают, как это важно - даже крохотный уголок любви и привязанности в сердце стоит между тобой и Большим Братом, это последний оплот перед уничтожением души. Особая близость и полное взаимопонимание жертвы и палача.

Положение ребенка, который находится во власти жесткого родителя, всегда еще хуже. Потому что он при всем при том любит насильника всей душой и мечтает о его любви - до последнего. И нет такой жертвы, котрую бы он не принес - не из страха, а просто потому, что до самой глубины души уверен, что так правильно. Он же ребенок, он принадлежит родителю по праву, и его душа тоже.

Вот этот последний крохотный кусочек надежды на материнскую любовь, зависимую субличность безрассудно надеящегося на чудо и милость ребенка, Герасим и топит, а сначала заботится о ней, прощается и оплакивает. Как оно и бывает в терапии.

Теперь он может уйти, он больше не привязан - ни в каком смысле. И больше не ребенок.

В жизни, конечно, все сложнее.

Знаете, что мамаша Тургенева велела написать над входом в дом, когда сыновья ушли из-под ее власти? "Они вернутся".

Такой риск всегда есть, виктимность тянет. Он даже маленькую дочь старухе поручал на время, но потом опомнился.

Хорошо, когда удается осмыслить свой опыт в образах, выговориться, разыграть по ролям внутреннюю драму своей души. Тогда можно уйти, пусть с потерями и ранами, но все же освободиться. И прожить свою, непростую, не очень счастливую, но свою жизнь, со своими чувствами и своими выборами.

Возвращаясь к детям и чтению - "1984" мы дали ребенку читать в 14.

А "Муму" и в 14 рано, потому что семейные ужасы страшнее ужасов режима.
Автор статьи: Людмила Петрановская
Источник: ludmilapsyholog.livejournal.com

+1

2

http://s9.uploads.ru/t/HN2hT.jpg

+1

3

на меня му-му не произвела впечатления. Там же сказано - Герасим глуонемой дебил, барыня - взбалмошная дура. есен перец - будут поступать согласно сценарию.
Вобще если подходить с этой точки зрения детям и сказки читать нельзя.
На фоне например Синей бороды - Муму - милейшая история, про легкие отклонения от нормы.

0

4

#p127346,hardsign написал(а):

про легкие отклонения от нормы.

Герасим - слабак, барыня старая климаксичка... Муму одна была нормальной, за что и убили)))
Надо историю переписать! Где мума довольно потирает лапки, избавившись от  Герасима и барыни...
А по факту, я никогда не понимала, и в школе заявила это. Почему Герасим утопил собачку и ушел? Почему он не мог уйти вместе с единственным другом? С Муму? Нет... надо было только исполнить приказ...

0

5

http://s7.uploads.ru/t/c7uHF.jpg

+1

6

#p127346,hardsign написал(а):

На фоне например Синей бороды

"Синяя борода", насколько помню, не для детей писалась. Но сказка классная.

А Ивана Сергеевича маловато секли.

0

7

#p127347,Ольга написал(а):

Герасим - слабак, барыня старая климаксичка... Муму одна была нормальной, за что и убили)))
Надо историю переписать! Где мума довольно потирает лапки, избавившись от  Герасима и барыни...
А по факту, я никогда не понимала, и в школе заявила это. Почему Герасим утопил собачку и ушел? Почему он не мог уйти вместе с единственным другом? С Муму? Нет... надо было только исполнить приказ...

Да не приказывала она Муму топить!

0

8

#p127358,PlushBear написал(а):

Да не приказывала она Муму топить!

из тырнета

Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева "Муму", написанный в 1852 году, повествует читателям о жизни глухонемого дворника Герасима, который находится в служении у старой барыни. У Герасима была возлюбленная (прачка Татьяна) и собачка Муму. Читатель чувствует, как привязался Герасим к собаке Муму, которую когда-то спас, не дал ей утонуть. Ни одна мать не могла бы так позаботиться о ребенке, как Герасим заботился о Муму. Собаки в то время считались охранниками двора, животные воспринимались по-другому, и жалости к ним не могло возникнуть. Ни у кого..., кроме Герасима. Но старая барыня приказала ему утопить Муму за то, что та лает по ночам. Герасим не мог ослушаться приказа, утопил Муму, но вернулся в деревню.

0

9

#p127347,Ольга написал(а):

Где мума довольно

облизывается, поужинав барыней и позавтракав Герасимом

#p127347,Ольга написал(а):

я никогда не понимала, и в школе заявила это. Почему Герасим утопил собачку и ушел?

Оля он же дебил по сюжету! Глухонемой! Какие вообще могут бы вопросы к логике поведения дебила?

#p127347,Ольга написал(а):

надо было только исполнить приказ...

да, потому что нам всем прививают послушание!

про непослушных детей тоже много историй, но это уже другие сказки.

0

10

оттуда же

https://i87.fastpic.ru/big/2019/0912/7d/585055c18a8d04d2ffbd990be0668b7d.png

0

11

#p127364,hardsign написал(а):

облизывается, поужинав барыней и позавтракав Герасимом

хыы, но она была махонькая, лопнет!

#p127364,hardsign написал(а):

Оля он же дебил по сюжету! Глухонемой! Какие вообще могут бы вопросы к логике поведения дебила?

ну да...

#p127364,hardsign написал(а):

да, потому что нам всем прививают послушание!

но мы все равно вырастаем не серой массой, а со своим мнением!

#p127365,PlushBear написал(а):

оттуда же

а он был дебил, счастливый человек!
Ладно, убедил.
Но мог и не топить! Почему он утопил Муму?

0

12

#p127372,Ольга написал(а):

Но мог и не топить! Почему он утопил Муму?

Потому что был Герасим очень набожным. А для таких: прах к праху, тлен к тлену, откуда пришло - туда и уйдет. А Муму он из воды спас. Вот в воду и опустил. Вернул на дно.
Ах-ха-ха-ха-ха!

0

13

#p127373,Шелл написал(а):

Потому что был Герасим очень набожным

не верю!
Герасим был ДЕБИЛ!
все.
это человек без логики, он не ведает что творит.
он мог и так собаку утопить.
И у него к ней не привязаннасть была - игрушка!
Дебилы как правило несчастны.

0

14

#p127374,hardsign написал(а):

не верю!
Герасим был ДЕБИЛ!

дебилы тоже бывают набожные.

0

15

#p127373,Шелл написал(а):

Потому что был Герасим очень набожным. А для таких: прах к праху, тлен к тлену, откуда пришло - туда и уйдет. А Муму он из воды спас. Вот в воду и опустил. Вернул на дно.

ващет я Плюху спрашивала... Чего влезла?
Одно я для себя поняла, перечитывать эту Му-му я не хочу, а то что помню... одно понятно, что собачку считал своей, и легче убить, чем отдать другому... злыдень!

#p127374,hardsign написал(а):

И у него к ней не привязаннасть была - игрушка!

он же любил эту собаченку....

0

16

http://s3.uploads.ru/t/gJ8dK.jpg

+1

17

А зачем Отелло зарезал Дездемону?

0

18

#p127387,pinokio написал(а):

А зачем Отелло зарезал Дездемону?

задушил! Но это отдельная тема! Сейчас мы разбираем Герасима с Мумой!

0

19

http://s8.uploads.ru/t/Kp9Vs.jpg

+2

20

#p127388,Ольга написал(а):

задушил!

Душил, но не додушил. Для верности заколол.

0

21

#p127387,pinokio написал(а):

А зачем Отелло зарезал Дездемону?

Он был негр-садист

0

22

А зачем Бульба собственного сына подстрелил? Младшенького.

0

23

#p127399,pinokio написал(а):

А зачем Бульба собственного сына подстрелил? Младшенького.

Квартплата замучила, сократил число проживающих на жилплощади

0

24

#p127399,pinokio написал(а):

А зачем Бульба собственного сына подстрелил? Младшенького.

http://sg.uploads.ru/t/nwjgX.jpg

+1

25

http://s3.uploads.ru/t/6ROPV.jpg

+1

26

Тургеневу повезло. Его никогда не сбрасывали с «корабля современности», не запрещали, не отменяли. Его в школе много: в пятом классе – «Муму», в шестом – «Бежин луг», в седьмом – стихотворения в прозе, в восьмом – «Ася» и, наконец, в десятом – «Отцы и дети». Но насколько глубоко мы его понимаем?
Взять хотя бы хрестоматийную «Муму». Если задать прохожим один вопрос – о чём этот рассказ Тургенева, уверена, 99% опрошенных ответили бы: о самодурной барыне, которая заставила своего крепостного утопить его любимую собаку. Но так ли это?

Начнём с того, что барыня не заставляла убивать собаку. Это холуй (в тексте – «дворецкий») Гаврила, нещадно обкрадывавший свою хозяйку, «объяснил знаками» Герасиму (ведь тот, как известно, был глухонемым), что «барыня требует твоей собаки». И это сам Герасим «сделал знак рукою у своей шеи, как бы затягивая петлю». А Гаврила ответил: «Да, да, непременно». То есть Герасим решил, что «люблю» значит «убью».

Но главные загадки рассказа – впереди.

Почему Герасим идёт топить Муму в «праздничном кафтане»? Почему после этого он возвращается в свою каморку за вещами, а не берёт их сразу? И, наконец, главный вопрос: почему, утопив Муму, герой не остаётся в доме барыни, как это сделал дворник Андрей, крепостной матери Тургенева Варвары Петровны, послуживший прототипом Герасима?

Попробуем разобраться. Во-первых, с кафтаном. Герасим шьёт его для того, чтобы явиться в нём к барыне и, скажем так, попросить руки прачки Татьяны, которую полюбил всем бесхитростным сердцем. Но Татьяну выдают замуж за сапожника Капитона. Муму как бы заполняет «свято место», ставшее «пустым». Потому и топить свою любимицу, а точнее сказать – «возлюбленную», Герасим идёт в «жениховском» кафтане: «убить» для него – значит сделать так, чтоб никому не досталась (не то же ли делает Рогожин, убивая Настасью Филипповну?).

Во-вторых. Идя топить Муму, Герасим вовсе не собирался уходить от барыни, потому и не взял с собой вещей. Решение – самовольно! – вернуться в деревню приходит к нему только в тот момент, когда он «окутал верёвкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел её на шею Муму, поднял её над рекой» и… «разжал руки»! Потому что именно в этот момент он становится свободным.

«Утопив Муму, – пишет в своём сочинении пятиклассник, – Герасим порвал с узами крепостничества». Кондово, но, в сущности, верно. Только порвал тургеневский герой не с одними «узами крепостничества», а со всем миром: не так ли Раскольников, убив старуху-процентщицу, «отрезал себя от людей как будто ножницами»?

А значит, даже самая «детская» книжка Тургенева повествует о пути человека к свободе. И о цене за неё. Зачастую путь этот лежит через другого: Герасим никогда не обрёл бы самого себя, не превратился из «дерева», каким был в начале рассказа, в «молодого льва», которым становится в его конце. Точно так же, как Раскольников никогда бы не освободился от своей чудовищной «теории», не убей он старуху-процентщицу.

Так страшно устроен человек. И цену за свою свободу он платит страшную: Герасим, читаем в конце рассказа, «совсем перестал водиться с женщинами…» и живёт «бобылём в своей одинокой (курсив мой. – И.К.) избе». И не нужно бояться в классе – пятом, седьмом, десятом – говорить о главной, глубинной, порой страшной правде о человеке, которой славится русская литература и что делает её поистине классикой.

А её творцов – Тургенева в том числе – классиками.

https://lgz.ru/article/-45-6666-07-11-2 … akazanie-/

+1

27

#p127408,Странник написал(а):

Герасим идёт в «жениховском» кафтане: «убить» для него – значит сделать так, чтоб никому не досталась (не то же ли делает Рогожин, убивая Настасью Филипповну?).

почти так же сказала.
А ещё я подумала, глухонемой Герасим...
вот его характеристика из гугла

Герасим – главный герой повести И. С. Тургенева «Муму», глухонемой дворник на дворе у старой барыни, человек необычайно физической силы со строгим и суровым нравом. Этот немой рослый дворник отличался от окружающих не только внешне, но и по характеру. Герасим был трудолюбивым и хозяйственным человеком с добрым сердцем.

Он же мог не понять намерений барыни, и расценить все, как приказ собаку убить...
Так что, какой там путь к свободе ещё не ясно

0

28

Зачем Герасим утопил свою Муму?
Только ему это известно одному.
Из версий множества я выделю одну,
Из-за которой мог пустить её ко дну:

Муму объедками питалась со стола,
Но сучкой очень плодовитою была.
Щенилась часто и от разных кобелей,
От рыжих, чёрных и от всех, кто посмелей.

Герасим барыне был предан и толков,
По приказанию её топил щенков.
Наивен был слуга и сердцем своим чист.
Глухонемой, но всё ж не изверг, не садист.

Устал бедняга быть щенячьим палачом,
Топить не хочет их. Собачки не причём.
Пришли в наш мир и не успели согрешить
И вот теперь он должен жизни их лишить.

Мыслишка черная пришла на ум ему:
-А может просто утопить саму Муму?
На лодке вывез на широкий водный плёс
И утопил Муму, хоть было жаль до слёз.©

+1

29

http://s8.uploads.ru/t/2qLCF.gif

+1

30

http://sh.uploads.ru/t/wYqTL.jpg

+1


Вы здесь » Дом Старого Шляпа » Бар » Зачем Герасим утопил Муму?