День в истории музыки (#dvim@music_of_history)
22 ноября 1988 года произошел распад "золотого состава" свердловской рок-группы "Наутилус Помпилиус".
К осени «Наутилус Помпилиус» благодаря зарождающемуся отечественному шоу-бизнесу окончательно перестал быть единым целым. Сработал стандартный прием московских деятелей, ласково, но твердо отделивших фронтмена от остальной команды. В октябре Бутусов на вопрос об интересах группы уже отвечал: «Большинство из них понимает свою задачу как подыгрывание мне».
За 1988 год «Наутилус» дал примерно 300 концертов. Все здорово устали. На концертах в Ленинграде в начале октября фронтмен выглядел просто изможденным. Свидетель этого выступления Андрей Радин писал: «Казалось, что толпы фанатов, ажиотаж выбивают его из колеи. Такое чувство, что нет у него радости от того, что весь зал вместе с ним поет, что в проходах зала молодежь танцует». За кулисами Вячеслав пожаловался писателю Александру Житинскому: «Я сторонник играть концерты, когда хочется, когда есть настроение. Цикличный образ жизни — от концерта до концерта — он отбивает всякое желание. Хочется вообще ничего не делать. Просто ничего».
В середине октября планировался III фестиваль Свердловского рок-клуба, который никто не мог представить без участия «Наутилуса». Но группа была вымотана гастролями. По словам президента тамошнего Рок-клуба Николая Грахова, «в октябре 1988 года случился единственный конфликт правления рок-клуба с "Наутилусом". Когда они отказались выступать на фестивале, все посчитали, что они зазнались». Одним из аргументов стал день рождения Бутусова, пришедшийся как раз на разгар фестиваля. Возможностью справить его в кругу семьи Вячеслав пренебречь не смог.
Вечером в субботу 15 октября во Дворце молодежи в расписании значились три группы, но народ шел именно на «Наутилус». По слухам, рисование фальшивых пригласительных в архитектурном институте поставили на поток, в результате чего на каждое кресло в зале претендовали не менее трех зрителей.
Местные свердловские коллективы «Отражение» и «Солярис» и отыграли замечательно, на что, правда, не все фаны «Наутилуса» обратили внимание.
Когда Бутусова под конвоем милиции провожали в зал, милиция заняла позиции прямо за колонками, чтобы не пустить самых экзальтированных поклонниц на сцену. Бутусов в черном сильно приталенном костюме подошел к микрофону, завязал глаза черной повязкой, начал петь «Бриллиантовые дороги». Он, хотя и снял повязку через пять минут, но глаза во время пения не открывал.
Звучали новые песни и сильно переаранжированные старые. Мало кто обращал внимание, что инструментальный фон так перегружен разнообразными красивостями, что порой просто разваливается на вычурно разрисованные куски. Особенно это было заметно в старых хитах. В «Князе тишины» неожиданно появился элемент, остро напоминавший милицейскую сирену, да еще мощный хор в «Гороховых зернах» вызвал ассоциации с ансамблем песни и пляски МВД. Контраст с прежними вариантами песен, записанными тремя-четырьмя музыкантами, делал нынешний сверхсостав еще более монструозным. Великолепная семерка старалась вовсю, доказывая необходимость каждого инструменталиста. При этом белкинские гитарные соло иногда казались просто лишними, а некоторые хоменковские клавишные выверты вызывали улыбку и сострадание.
После бисового «Я хочу быть с тобой» ведущий поздравил Бутусова с днем рождения и подарил ему будильник. Скандирование «Слава! Слава!» перешло в «По-здра-вля-ем!». Публика долго не успокаивалась.
Еще во время фестиваля Вячеслав признался: «Похоже, со мной происходит то, что принято называть творческим кризисом. Думаю, "Наутилус" не скоро появится на сцене». Команда готовилась к отпуску. Директор Борис Агрест напоследок договорился о туре по Белоруссии — 20 стадионов. Музыканты стали подсчитывать свои отпускные, но Бутусов вдруг уперся: он устал, и ему это не надо.Последними выступлениями «золотого состава» стали концерты в Ташкенте. Лидера группа почти не видела — он появлялся за десять минут до выхода на сцену, отрабатывал и уезжал в гостиницу. Из Узбекистана музыканты вернулись домой, а Бутусов улетел в Москву.
Еще после гастролей по Финляндии Белкин предложил Бутусову вернуть Умецкого: «Для всех, кто знал историю "Наутилуса", Дима был одним из двух создателей группы, половинкой творческого дуэта вроде Леннона — Маккартни. В середине ноября в свердловской квартире Белкина появился Умецкий и заявил, что Егор уволен. «Дима, — возразил тот, — ну не ты же меня на эту работу принимал, не тебе и увольнять». Тогда они пришли уже вдвоем. Бутусов, правда, не произнес ни звука, а Умецкий безо всяких объяснений повторил те же слова, и Белкин понял: все. «Обиды не было — мне постоянно давали понять, что я не "наутилусовский", что я "урфинджюсовский", что я здесь только коньяку со Славой попить зашел».
Остальных музыкантов уволили через директора. 22 ноября домой к Комарову пришел Борис Агрест и объявил Виктору и гостившему у него Назимову, что все уволены. «Помимо чисто материальных неудобств, срыва планов, была и просто человеческая обида, — вспоминает Комаров. — Все делали вместе, а тут вдруг Слава один взял и всех уволил». Назимов был готов к новости — за два часа до этого его предупредил Алавацкий, но удар все равно был тяжелым: «Мне помогли две больших пачки чая, банка кофе и блок сигарет. Я двое суток сидел на кухне, смотрел на улицу, пил чай с кофе и курил. А потом пошел к Могилевскому, и мы начали делать новую программу — "Ассоциации"».
«Ситуация с увольнением была настолько невнятная и непонятная, что мою реакцию можно описать даже не словом "обида", а словом "досада", — говорит Могилевский. — Я сижу дома, раздается звонок. Назимов с порога сообщает: "Леха, нас уволили!" и исполняет чечеточное па. Я отвечаю: "Ну, умерла, так умерла". Наконец-то появилась хоть какая-то определенность».
Хоменко чувства обиды не испытывал: «Я — человек свободный и пошел по жизни своим путем. "Наутилус" — это просто одна из страниц моей биографии. Время тогда было лихое, и ко мне приходили знакомые с предложениями вернуть Славу насильно: "Он на коленях из Москвы приползет и будет делать все, что скажешь…" Зачем: он должен летать, а они предлагали ему крылья-ласты завернуть. А кому нужен творец без крыльев? Он даже самому себе не нужен».
Сам лидер «Наутилуса» вспоминает конец 1988 года несколько иначе: «Часть группы, настроенная решительно и революционно, бунтовала, не хотела терпеть этого гастрольного чеса. Я этому удивлялся, потому что самым не приспособленным к чесу был я. Поэтому и нормально воспринял такое сопротивление, в душе эти гастроли меня тоже не очень устраивали. Были терзания, но никакого распускания коллектива не было. Я ничего не обрубал. Просто тот взлет был слишком неожиданным для нас. Мне кажется, что я не был готов к этому. Возникло желание сделать остановку. Повлияло и то, что мы называем возрастом, изменением шкалы ценностей».
В итоговом хит-параде «Московского комсомольца» за 1988 год (06.01.1989) «Наутилус Помпилиус» прочно оккупировал первые строки: «Лучшая группа», «Лучшая пластинка» («Наутилус Помпилиус/Бригада С»), «Лучшая фонограмма» (все та же «Разлука» плюс на девятой строчке их же «Лучшие песни»), «Песня года» («Я хочу быть с тобой» — 97 % голосов). Бутусов — второй певец (после Кузьмина), второй композитор (после Кузьмина) и восьмой поэт-песенник. Кормильцев занял в этой же категории третью строчку (после Кузьмина и Гребенщикова). Кстати, четвертой по популярности певицей года читатели «МК» вдруг назвали Настю Полеву — подопечную Бутусова.
Год «наутилусомании» закончился. Его отзвук прошелестел через полгода: «Мелодия» расщедрилась на выпуск студийного альбома «Князь тишины». Он состоял из песен 1988 года и нескольких перезаписанных заново хитов прошлых лет. Работа над альбомом проходила еще прошлой весной, и к моменту выхода он несколько подустарел. Причиной задержки стало бодание «Мелодии» с потенциальными конкурентами — кооперативами «Синтез» Александра Кутикова и «Тон-сервис». Эти структуры организовывали и финансировали процесс записи. Сначала они хотели выпустить диск самостоятельно, но пробить брешь в монополии «Мелодии» им не удалось. Гигант грамзаписи согласился издать «кооперативную продукцию» только через год, когда прежнего «Наутилуса» уже не существовало.
Далеко не все поклонники «Наутилуса» остались довольны альбомом. Но сам факт выпуска первой полностью легальной пластинки не мог не радовать. «Мелодия» штамповала «Князя тишины» и в 1989-м, и в 1990-м десятками тысяч экземпляров. Общий тираж альбома, как и других релизов советского монополиста, установить, скорее всего, невозможно.
Плейлист: vk.cc/aCaPUI
#Наутилус_Помпилиус #русский_рок
- Подпись автора
https://m.vk.com/id28708199