Дом Старого Шляпа

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дом Старого Шляпа » Игровой стол » Развитие оригинальности и идей, или тексты со смыслом


Развитие оригинальности и идей, или тексты со смыслом

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

Добрый день! Будет немножко теории и упражнение для развития навыков.

Писатели часто сталкиваются с синдромом "чистого листа", когда не идёт вдохновение, или идея кажется достаточно простой и банальной.

Говорят, всё придумано уже до нас, и существует ограниченное число возможных сюжетов.
А иногда читаешь даже самый маленький конкурс и Ух ты, какой удивительный финт повернул в тексте автор!

Часто успешность произведения определяется одной оригинальной задумкой, на которую удачно набрёл автор. Даже если муза уже давно в отпуске, а своё кажется лишь описанием обычной реальности, можно научиться работать с такими задумками. Или, по крайней мере, научиться набредать на удачное чаще.

Тут предлагается упражнение, которое может помочь как прямо сейчас подобрать что-то удачное в тексте, так и развить навык писательства.

Итак, часто удачное произведение растёт из начального образа, смысла, идеи, тезиса, фабулы. Для читателя время в рассказе проходит линейно, но автор может заранее выстроить текст на основе начального образа. Вообще, когда сам сюжет своим действием доказывает основные мысли писателя, тогда мы видим, например, что воровать не хорошо, а читатель находит скрытый смысл во всём повествовании.

Бывают обыденные и привычные нам образы, идеи и фабулы. А бывают совсем сюрные их сочетания.
Это когда автор написал сначала про Бранданшмыгаии Стригущий Меч. А потом художник нарисовал иллюстрацию по такому заданию. Вне своего контекста получается довольно бредово и блекло, но вместе оно соответствует какой-то своей неожиданной внутренней логике.

Итак, где же взять подходящий зачин для идеи?
Первое, из своего опыта, из жизненного и читательского. Когда много знаешь и видишь, оно само как-то приходит.

Второе - путём озарения. Сидишь себе, занимаешься чем-нибудь, и вдруг к тебе снизосходит решение, с твоей обычной работой обычно не связанное.

Можно сознательно сконструировать основную идеи. Например - я хочу написать про мир во вс5м мире и про СССР в будущем.
Если механически перерабатывать чужие идеи и не добавлять ничего своего, нового, то это будет уже плагиаторством.

Тут дело как с снами, и откуда чего оно как-то приходит, и вроде как твоими мыслями связанно, и вроде не связанно.

Скорее всего, идея получается и путём и осознанной и неосознанной переработки всего, что нам в жизни встречается. Но, тут нужно считать не только свой практический опыт, но и свои мысли, идеи, переживания.

+2

2

Тут нужно чуть-чуть рассмотреть, как пишут разные авторы.

За одних авторов пишут герои, постоянно как на одной волне приходят подробности про персонажей, движение сюжета, идеи и образы. Тут автор как бы смотрит кино, и сам текстом не правит, герои диктуют ему обстоятельства.

При втором варианте автор создаёт мир, героев, идеи, сюжет как-будто по плану, как из конструктора. Например - хочу написать про вторжение пришельцев. Ага - значит пришельцы жуки, а герои военные! Сам я тоже часто пишу как при втором случае.

А при первом варианте к писателю сначала является небритый комдив, и дыша перегаром, прямо жаждет делиться, как он сражался с пришельцами.

Возможно, для полноценного творчество нужно писать одновременно и по первому и по второму варианту. Если вы не так давно и круто  пишете, то, скорее всего, у вас пока только один вариант превуалирует. Т.е. с чем то вы уже более менее научились работать, а что-то ещё не совсем получается, и ещё нужно много работать над вторым своим творческим навыком.

Упражнение относительно простое, и, надеюсь поможет обоим типам писателей. А если и нет, то хотя бы позволит понять разницу между ними.

Отредактировано Ротгар (2018-02-21 09:21:42)

+1

3

Итак, основные допущения. У первого типа писателей хорош развит режим генерации нового, т.е. творят на интуиции и вдохновении.

У второго типа хорошо развито создание логики и нахождение взаимосвязей, т.е. творят на логичной основе, по системе, по плану.

По самому простейшем варианту нам нужно создать бинарное сочетание, которое станет основой рассказа.

Может, у вас хорошо получается входить в слегка изменённое состояние сознания? Для это не обязательно накуриться, или напиться, можно связывать слова когда уже сонный, или ещё до конца не проснулся. Помогает отвлечение на то, что тебя вдохновляет. Поиграл, почитал, посмотрел что-то хорошие, а потом само приходит на ум вдохновлённое сочетание. А можно просто задать себе на ум такую работу, а потом переключить на что-то другое внимание. Я, например, когда включают Дип Пёрпл, в конце альбома уже что-то придумываю.

Значит, шаг первый. Вам приходит на ум подходящее сочетание слов, иливы просто механически к одному слову другое подбирает. В общем виде это выглядит так, -  А + Б, или А и Б, или А потому что Б.

Это может быть не просто два слова, а какой-то образ - например, динозавр в скафандре, или кусок разговора. Зависит от того, какой вектор восприятия у вас более развит. Но, знаете, когда уже хочется спать, а ты специально не спишь такие предсонные глюки особо легко генерируются, и поставив мысленно перед собой одно глючное сочетание, почти сразу находишь другое, с ним связанное. Только очень лень записать - можно использовать диктофон на телефоне. А если открывать часто глаза, вполне вероятно, что без предварительной тренировки предсонные глюки забудуться.

Но, как бы и без особых глюков можно подобрать какое-то сочетание. Например, исходя из условий для конкурса, пусть даже в сумме сочетание звучит по началу абсурдно. Например, пишем мы детектив, у нас получилась подушка свидетель...

Отредактировано Ротгар (2018-02-21 09:37:21)

+1

4

Шаг второй. Мы мысленно прокручиваем со всех сторон сочетание, и, либо находим дополнительные детали для образа, либо находим логическое обоснование для связи между словами.
Получается, например, так:

Подушка свидетель с усами и крылышками

Подушка свидетель сама убивает

Полосатый слон, потому что он заболел.

И дальше шаг третий. У нас уже получается фраза, что бы из неё вывести фабулу, выбираем, какую основную мысль может доказывать это вот предложение. Тут важно задавать самому себе же вопросы, не сдаваться, придумывать, анализировать.

И получается так:

Подушка свидетель с усами и крылышками, потому что я приземлился на крылатого котика

Подушка свидетель сама убивает - только тех, кто уснул на работе

Полосатый слон, потому что он заболел, а вот у себя в Африке слоны не болеют, потому там всегда слоны в крапинке.

Ну а дальше у нас шаг четвёртый. После того, как мы уже получили некую логику и фабулу мира подбираем к нему повороты сюжета, которые эту логику смогут доказывать. Вообще то, эпизоды, которые эту фразу для нас будут доказывать.

Шаг пятый из логики миров и последовательности эпизодов составляем сюжет, и уже по нему дальше пишем основу рассказа. Из другого упражнения на форумах формула сюжета такая:

Такой то герой (описание героя) хотел того-то (описание целей героя) = в результате получилось такое-то.

Можно и проще: Герой + цели героя = результаты.

И тогда у нас получается так:

Хилый слон из Сибири не хотел быть больным, полосатым, а хотел быть красивым и в крапинку, как его братья из Африки. И однажды Слонёнок услышал рёв намного сильнее своего рева из хобота. Над ним пролетел ТУ-154, ревя форсажными двигателями! Слонёнок пошёл в Аэрофлот на пилота и начал летать в Африку. Другие Слоны говорили, что вон тот полосатый никогда не сумеет сильнее их дунуть. Но наш Слонёнок-пилот передунул всех слонов в крапинку!

Вот так у нас получается и сюжет, смысл, мораль для рассказа и особая логика.

Отредактировано Ротгар (2018-02-21 09:55:46)

0

5

Возможно у вас не получится выделить взаимосвязи, или подобрать подходящие сочетания. Тогда помогает упражнение "лесенка".

Берете часы и бумагу. Слева пишет слово. Затем за определённое время, например, за минуту, справа пишите все к нему ассоциации. Затем к каждому слову второго столбца так же расписываете свои ассоциации.
Так у вас получается уже целый массив слов из которого можно набрать сочетания.

Данное упражнение сочетает интуитивной и рациональное творчество, и вообще, активизирует творчество. Почему этот метод работает?

Возможно, подсознание, как и сны иислучайные проблески вдохновения работает намного быстрее, чем мы успеваем разъяснить всё в сознании, и в самом маленьком творческом действии уже содержится всё необходимое для основы рассказа, только нужно уметь загрузить этот образ наружу.

Можно рассматривать подобное упражнение как игру. Прошу здесь вас всех поделиться своими рассказами, если вам смог помочь этот метод.
А ещё оставлять свои мнения, я надеюсь, что вам пригодится всё здесь написанное.

Отредактировано Ротгар (2018-02-21 10:09:21)

0

6

Ротгар написал(а):

А ещё оставлять свои мнения, я надеюсь, что вам пригодится всё здесь написанное.

Мне показалось, что со второго шага уже началось какое-то недоразумение.

"Подушка-свидетель с усами и крылышками".
Это ни в какие ворота не лезет. Нет, если задаться целью писать сюрреализм, то, может быть. Но!
Мне не встречались люди, которые любили читать сюрреализм.
Таким образом, идя по такому пути, мы автоматически обрекаем себя на провал.

Мне кажется на втором шаге уже стоит подключать рациональное мышление.

Подушка-свилдетель. Как такое может быть? А если, к примеру, это жесткая подушка с накрахмаленой наволочкой? И на ней останется отпечаток ладони или лица?
Вот.

я в свое время писал дуэль на словосочетание "шоколадные вафли".
Надо сказать ничего путного у меня не вышло
Шоколадные вафли

Свернутый текст

Госпожа Аглая Одинцова была дамой необычной профессии. В то время, как все её приятельницы обеспечивали уютом и теплом семейные очаги, Аглая Ивановна обычно находилась в какой-нибудь щекотливой ситуации, где её пытались придушить, зарезать или застрелить. И не потому что мадам Одинцова была женщиной строгой и даже немного вредной, отнюдь, а просто работала она детективом. Частным сыщиком, точнее, сыщицей.
Вот и сегодня, возникнув в дверях столовой монументальным изваянием, она разглядывала, как её камердинер Пронька заканчивал сервировать стол к завтраку.
- Добрым утречком-с, вас, Агалая Ивановна! – поздоровался Пронька, изображая добродушную улыбку на веснушчатом лице. - Бон аппети!
Госпожа Одинцова скользнула взглядом по безупречно белой отглаженной скатерти, которой был устелен небольшой обеденный стол. Не найдя изъянов, сыщица осмотрела столовые приборы на одну персону и изумленно распахнула карие глаза, разглядывая серебряную конфетницу.
- Конфеты? – произнесла мадам Одинцова, устремляя взгляд на камердинера. Тот нес на подносе кастрюльку с овсяной кашей и кофейник. В зеркальных боках кофейника на мгновение отразилась испуганная физиономия Проньки, вздрогнувшего от вопроса хозяйки:
- Точно так, трюфеля-с,- доложил он, сгружая на стол кашу и кофе. – Ле бонбон э шоколат! Курьером доставлено-с из самого Парижу. Изумительный утонченный вкус. Извольте попробовать?
- Нет, благодарю покорно, - мрачно отвергла предложение Аглая, проходя в столовую и присаживаясь за стол. – Врать ты, братец, горазд изрядно. Да не к чему это. Конфеты сии не из Парижа, а со складов купца Барыгина, который привез их еще в прошлом году из Череповца. Долг ими получил он от акционерного общества. Акции первой пароходной компании нынче годны для разжигания печей.
- Отнюдь нет-с,- перебил хозяйку Пронька, оставшийся на противоположной стороне стола и державший под мышкой освободившийся поднос. – Не горят, окаянные. Только спички на них тратить… тюльки-шпильки!
- Даже так? – Аглая Ивановна усмехнулась, насмешливо разглядывая досадующего камердинера. – И много ли ты денег в бумажки эти вложил, позволь спросить?
- Два жалования, - печальный вздох вырвался из широкой груди Проньки, застегнутой на все пуговицы темно-синего камзола.
- Два? – покачала головой Одинцова. – Ну, поделом тебе, братец. Впредь наука будет.
- Ваша правда, барыня,- понурился камердинер.
- И поэтому ты решил сэкономить? Вместо вафель шоколадных, подсунуть конфет грошовых? Авось барыня слопает, ничего с ней не сделается. Так? Отвечай!
- Аглая Ивановна… матушка…. – пролепетал Пронька, поднимая ангельский взор на невозмутимое лицо сыщицы. – Да нешто я б вас обворовывать стал бы? Вы ж меня сразу бы и раскусили…. Не было у бакалейщика вафель шоколадных. Скупили, говорит, все. Вот и предложил конфеты. Они, говорит, тоже – шоколадные.
- Дурак ты, Пронька,- вздохнула Одинцова, кладя себе на тарелку ложку клейкой овсяной каши.- Хитрый, умный, но дурак. Думаешь, я поверю в твои россказни? А кто вчера на ипподроме пять целковых ставил на Косого, шестой номер? Бакалейщик твой, что ли?
- Не вели казнить, барыня, благодетельница! – взвыл Пронька. – Я, я это ставил на Косого, ничего от тебя не скроешь! Вуа ля верите! Но откуда ж мне знать было, что Рыжий первым придет? Ирони дю сорт… тюльки-шпильки!
- Куда ты тратишь свои деньги, мне глубоко безынтересно,- сообщила Аглая Ивановна, промокая губы краем вышитой салфетки. – Но к завтраку я привыкла видеть на столе шоколадные вафли, а не трюфеля, не суфле и не марципан аля Свисс. У тебя есть пять минут, чтобы спуститься на улицу и зайти в лавку,- Аглая Ивановна бросила взгляд на напольные часы, стоявшие у камина, - Нестор, полагаю, уже открыл её. И чтобы через пять минут вафли были здесь. Иначе, я давно хотела заглянуть в расчетную книгу. Что-то дорого мне обходится содержание за последний год, не путаешь ли ты чего там, братец, а? А то я слышала, к тебе племянник приезжал, в игорном доме долгов понаделал… и скрылся. Кредиторы ищут его, а ты, хоть и столуешься у меня, на рынке мясо берешь. Голодаешь, верно?
Бледный Пронька сорвался с места:
- Сию минуту-с, госпожа! – на ходу выпалил он. – Одну минуту и вафли будут-с!
Одинцова проводила взглядом улепетывающего камердинера и, подумав, положила себе на тарелку еще одну ложку липкой овсяной каши. Впереди еще целый день, и необходимо подкрепить силы.

все же, для успешного рассказа, кмк, важно представлять какое-то событие. а потом внедрять в него оригинальные словосочетания, кмк.

Подпись автора

Удобная штука - фальшивая репутация:
всегда с собой и не оттягивает карман при ходьбе.

+2

7

PlushBear, Да конечно анализ можно вести в том направлении, как самому надо.

Есть любители юмора, мне однажды по жребию досталось на конкурсе написать про пятиногого ухоеда и неразменный кабачок в одном тексте.

Так же может на первых шагах и событие какое придуматься, это просто один из методов.

Отредактировано Ротгар (2018-02-21 11:04:35)

0

8

Ротгар написал(а):

Есть любители юмора,

О, это вообще отдельная большая тема.
Сложная.
Вот, почему шутки Петросяна, например, принято считать не смешными?
А ведь он - своего рода профессионал, жил выступлениями. (ну, в смысле, на деньги с выступлений)

я это к чему? К тому, что просто выдуманный ухоед с пятью ногами - это еще не юмор. нужно еще что-то, чтобы это стало смешным. 
Неразменный кабачок - тоже не юмор. Нужна история с ним, которая сделает смешно.
В ощем, это искусство и весьма тонкое, кмк.

Подпись автора

Удобная штука - фальшивая репутация:
всегда с собой и не оттягивает карман при ходьбе.

+1

9

PlushBear написал(а):

Вот, почему шутки Петросяна, например, принято считать не смешными?

это стереотип, созданный молодежью. У Гарика Харламова или Паши Воли шутки смешнее? Нет, они просто пошлее.

PlushBear написал(а):

Неразменный кабачок - тоже не юмор

Мне просто интересно, что это.

0

10

pinokio написал(а):

это стереотип, созданный молодежью. У Гарика Харламова или Паши Воли шутки смешнее? Нет, они просто пошлее.

Ну, нет дыма без огня.
Стереотип на ровном месте не вырастает.

pinokio написал(а):

Мне просто интересно, что это.

вот. Просто оригинальная вещь, которую можно раскрыть :)

Подпись автора

Удобная штука - фальшивая репутация:
всегда с собой и не оттягивает карман при ходьбе.

0

11

PlushBear написал(а):

Стереотип на ровном месте не вырастает.

Тридцать с лишним лет тяжело быть оригинальным. Во второй половине 80-х я ухохатывался над монологами Михаила Задорнова (царства ему небесное). В 2000-х уже слушать Задорнова не мог. У Евгения Вагановича есть своя ЦА, которая его кормит.

0

12

pinokio написал(а):

Тридцать с лишним лет тяжело быть оригинальным. Во второй половине 80-х я ухохатывался над монологами Михаила Задорнова (царства ему небесное). В 2000-х уже слушать Задорнова не мог. У Евгения Вагановича есть своя ЦА, которая его кормит.

Согласен.

То же случилось и с Жванецким.
Ис-пи-са-лись!

Подпись автора

Удобная штука - фальшивая репутация:
всегда с собой и не оттягивает карман при ходьбе.

0

13

Просто стало мало на земле юмора доброго, настоящего, смешного. Больше пошлого и черного, злого и обидного. И он повсюду: и в искусстве, и в политике, и в отношениях деловых и личностных... А, что не так?

0

14

Ави написал(а):

А, что не так?

Да не, это все наговаривают. На самом деле все кристально честно, максимально прозрачно, безоблачно и безмятежно :)

Подпись автора

Удобная штука - фальшивая репутация:
всегда с собой и не оттягивает карман при ходьбе.

0

15

pinokio написал(а):

PlushBear написал(а):

    Вот, почему шутки Петросяна, например, принято считать не смешными?

это стереотип, созданный молодежью. У Гарика Харламова или Паши Воли шутки смешнее? Нет, они просто пошлее.

Мне именно поэтому и перестал нравится Петросян - его шутки"съехали" в один диапазон с шутками Комеди-клаб и прочая...
Для меня юмор "ниже пояса" - тупой и низкопробный.

PlushBear написал(а):

оригинальная вещь, которую можно раскрыть

Вот именно от того, как эту вещь раскроешь и обыграешь будет зависеть, смешно получилось или нет.
И не стоит забывать, что критерии смешного у всех разные. Кому-то будет достаточно прочитать про удар кабачком по морде, чтобы развеселиться, а кто-то увидит в этом лишь пустое сотрясение воздуха...

pinokio написал(а):

Тридцать с лишним лет тяжело быть оригинальным. Во второй половине 80-х я ухохатывался над монологами Михаила Задорнова (царства ему небесное). В 2000-х уже слушать Задорнова не мог. У Евгения Вагановича есть своя ЦА, которая его кормит.

Пин, солидарна полностью!

Ави написал(а):

Просто стало мало на земле юмора доброго, настоящего, смешного. Больше пошлого и черного, злого и обидного. И он повсюду: и в искусстве, и в политике, и в отношениях деловых и личностных...

И с Ави тоже.

Подпись автора

https://d.radikal.ru/d28/1802/31/1bea711d81a2.gif

0

16

Рот, а у меня, видимо, третий путь в добавление к тобой описанным: Взять ситуацию, развить ее до абсурдности, а потом попытаться найти в ней логику и выстроить сюжет. Это мы с соавтором так пишем именно в области юмора, хотя это больше можно характеризовать как"злобный стеб" :crazyfun: Но моими стараниями этот стеб логический))

Подпись автора

https://d.radikal.ru/d28/1802/31/1bea711d81a2.gif

0

17

Лима, В любом абсурда можно найти свою логику. Даже во снах, если поглубже копнуть, все может быть слаженней, чем в обыденном мире.

Ну что, у кого ещё какие есть методы для управления вдохновением?

0

18

Лима написал(а):

И с Ави тоже.

"Поясни!" - сказала Ави и брови сошлись у нее на лбу грозным домиком...

0

19

Ави написал(а):

Лима написал(а):

    И с Ави тоже.

"Поясни!" - сказала Ави и брови сошлись у нее на лбу грозным домиком...

Это значило, что я согласна с твоим мнением))

Подпись автора

https://d.radikal.ru/d28/1802/31/1bea711d81a2.gif

0

20

Лима, а? Дай поцелюнькаю в носик! http://www.kolobok.us/smiles/standart/air_kiss.gif

0

21

Всегда пожалуйста! http://vamotkrytka.ru/_ph/53/2/651151701.gif

Подпись автора

https://d.radikal.ru/d28/1802/31/1bea711d81a2.gif

0


Вы здесь » Дом Старого Шляпа » Игровой стол » Развитие оригинальности и идей, или тексты со смыслом