Сегодня подумалось, что может показаться со стороны, что набросились на бедного автора и грызут вусьмерть, как будто он написал что-то плохое или аморальное.
На самом деле нет. И если отбросить материальную (фактическую) часть рассказа ( ну, то что это ВОВ, Андреевка, чулки у городской учительницы в конце 45-го года (откуда, она, кстати, в Андреевке, городская-то? Если живет там, почему её местные бабы не знают? А если не живет, то как приехала и почему именно сюда?) и пр. ), то духовная составляющая совсем не плоха. Действительно, трогает, берет за душу, если попытаться представить весь кошмар той женщины, которая дважды похоронила сына и внезапно обрела его живого. Это вообще, сильно, да.
Почему же рассказ плох? Во всяком случае, даже при втором прочтении, он вызвал у меня( помимо бури эмоций, вызванной финалом) ощущение некачественности. Как будто при изготовлении шедевра был допущен брак.
Вот, размышляю над этим и пока прихожу к выводу, что брак этот из-за подачи материала.
Первая ошибка, которую допустил автор, это большое количество персонажей и отсутствия ГГ(главного героя). На ком держится фокус в произведении? А ни на ком. Показали толпу женщин из 4 или 5 человек, назвали имена. Выделили одну дородную и учительницу. Смысл этого не очень ясен, зачем их так много? Для чего введена учительница? Виден контраст между городской бабой и бабой деревенской. Но опять же, для чего он, этот контраст?
Это ружье не выстрелило в конце и это брак.
Вторая ошибка: рассказ в рассказе. Как просто устами персонажа коротенечко, в легкой разговорной форме быстренько пересказать всю вводную и подноготную. Да, можно разнообразить это охами и вздохами рассказчика, но суть от этого не поменяется. Читатель не переживает события героя вместе с ним, а только узнает о них. От этого сразу появляется ощущения ненастоящего. И появляется намек на рояль в кустах. Типа: "а вот у этой бабы, знаешь что было?! Да она вообще!" Нет, не знаю, потому что автор не показал. И это очень серьезная ошибка. Лучше бы баб была одна, но судьбу её автор прошел от и до.
Третья ошибка: претензия на историчность. Ну вот не могу поверить, что так оно и было в деревнях после войны. Фактуры не хватает. Вот если бы автор не про ВОВ писал, а про ВОВ 1812-го года было бы лучше. Во-первых, про ту войну уже мало кто помнит и фильмов про неё снято не в пример меньше. Т.е. места для маневра гораздо больше. Можно пофантазировать. А про ВОВ фантазировать нельзя, это сразу чувствуется и отношение к произведению меняется.
Вот, сегодня пока такие мысли.
- Подпись автора
Удобная штука - фальшивая репутация:
всегда с собой и не оттягивает карман при ходьбе.