Ну уж что получится
Ну вот. Реферат, собственно.
Посмотрим, например, на тот же ислам. Он в этом плане наиболее показательный.
В шестом веке нашей эры в ойкумене Средиземноморья и ближнего востока вовсю хозяйничали две сверхдержавы. Это Византийская империя и Персидская. Между ними роились разрозненные племена Аравийского полуострова. Промышляли они в основном торговлей и грабежами. Торговля шла замечательно, потому как Мекка удобно располагалась вблизи красного моря как раз на пересечении путей между Византией и Персией и государствами, которые когда то завоевал мой тезка из Македонии. Мекка представляла собой своеобразную свободную торговую зону, свободную от диктата какой то одной религии. В Каабе (центральном храме) находились вместе идолы и предметы поклонения всех известных в то время верований. И христианские и еврейские и святыни их многочисленных сект и ответвлений и языческие. Это было специально сделано для того, что бы представители каждой конфессии могли себя чувствовать там как дома и спокойно заниматься торговлей. Естественно Мекканская знать гребла с этой торговли приличные барыши.
В общем аравийские племена до середины шестого века серьезную военную силу из себя не представляли. Византия и Персия частенько нанимали их для совершения набегов друг на друга, что бы самим не участвовать в боестолкновениях.
В 531-м году стряслась первая зарегистрированная эпидемия чумы. Выкосила по оценкам историков практически треть населения Византии и неплохо затронула Персию. Аравийцы, так как в основном кочевые племена и с мукой особо дел не имеют практически не пострадали. Ближе к концу шестого века между зороастрийской Персией и православной Византией разразилась война. В 570-м (насколько я помню) Персы захватили Эфиопскую империю - союзников Византии и тем самым перекрыли доступ торговых путей в Мекку. Торговлю по персидскому заливу и красному морю между Индией и Византией теперь взяла под контроль Персия. Мекка стремительно беднеет. Точнее беднеет Мекканская знать. А так как Персию разрозненным аравийцам не одолеть, то этой знати для сохранения финансового положения ничего не остается, как наладить систему жесткого налогообложения и подчинить себе окрестные кочевые племена. Лучший инструмент для этого - религия. Помимо Мохамеда в то время появилось еще до десятка пророков, пытающихся объединить арабские племена под флагом новой религии. Одно из течений - ханифизм. Мохамед был ханифом и трансформировал в итоге это течение в ислам. По сути компиляция иудаизма и арианского христианства. Они отвергали троицу потому как в то время был просто насущно необходим единый бог для более быстрого объединения. А объяснять простым арабам догмат о троице - то еще приключение.
Насчет жесткого налогообложения. Сейчас до сих пор один из пяти столпов ислама это закят. Сегодня он трансформировался в милостыню, но во времена первых халифов это была своего рода десятина, которую мусульманин обязан был заносить периодически в мечеть.
Насчет отношения религии и государства тут все очень своеобразно и показательно. Религия здесь отождествлялась с государством. Из Корана образовался шариат - свод законов по которому должен жить любой мусульманин, не зависимо от государства в котором живет. Умма- религиозная община ислама на первом месте, а потом уже национальная идентичность
Отредактировано Александер (2024-04-05 19:23:57)