Высоко в горах, где снег заменяет перины. Где ковыль, колыхаясь на ветру гладит твоё тело вместо женских рук, живут два пастуха Кассим и Кирим. Кассим молодой красивый почти умный нае... ( хотел сказать наездник, но не сходиться по факту, не на чем в горах ездить, единственная ослица принадлежит Кириму. А Кассим, уважает старость.) Кирим же был старый, умудренный опытом и убеленный сединами старец. Дед Кассима.
Жили они в пещерах, давно облюбованных предками. Так как эта гора испокон веков принадлежала ихнему роду. Каждая сторона отмечала времени года и, обходя гору по кругу, Кирим с внуком совершали ежегодный круговорот овец в природе. Зимой они опускались к равнинам, обходя ту вершину, которая славилась обвалами и камнепадами. К лету они поднимались ближе к солнцу. Порой, посещая поля выше сивых облаков.
Других людей здесь видели редко. Не ходят здесь прохожие. Правда, было в их жизни, необычное событие. Впервые для Кассима и второе за всю жизнь Кирима.
Первое такое событие произошло двадцать лет назад (или чуть более - здесь нет календаря). Послал Кирим своего сына Буруна вниз, в селение. Надо было купить спички и соль. А также договориться с местными на обмен овец на вино. Дело в том, что муку в обмен привозили многие. А вот вино везти никто не хотел. Бочка круглая. Когда везешь на арбе, она так и проситься скинуться вниз и убежать в долину. Да и осла очень трудно гнать в гору груженым. Но уж если вино довозили, то пока один из бочонков не опустошат, не отпускают продавца. Это тоже имело негативные последствия. Ведь спускаясь с горы надо было придерживать арбу, груженную пустыми бочками и ещё править ослом, чтобы ноги не переломал. А возница чаще всего сам был в виде тары и спал в арбе среди бочек. Что очень часто приводило к трагедии. То ли бочки раскатятся по всему склону, и будет счастье, если не перебьются. То ли возница свалиться с арбы в овраг или канаву, понабивав себе с десяток синяков и шишек. А бывало что и ослица, сбросив ярмо, убежала в селение, и возница превращался в тяговую силу и три дня тянул тару домой. Чуть сам не издыхая.
С мукой и крупной проще. Кому нужны бараны, то берет мешок, укладывает в арбу и везёт вверх. Мешок лежит себе спокойно. На обратном пути в арбе лежат стреноженные два - три барана. Смотря, сколько выпьют и как договорятся. Все это привычное дело. Запасы вина, крупы и муки всегда были в каждой пещере. Солью и спичками обычно снабжали туристы или спасатели. Но в этот год никого не встретили, и поэтому отправился Бурун. Ушёл и не вернулся. А через полгода и случилось это событие в первый раз. Пришёл почтальон. Он принёс письмо от Буруна. Писал, правда, его товарищ, но все равно не понятно. А может Кирим просто забыл половину буковок. Короче почтальон и прочитал в первый раз это письмо, которое потом перечитывали для Кирима все проходящие мимо.
Оказалось, что, когда Бурун был в магазине и впервые увидел женщину. Засмотрелся и растерялся, а его просто поймали и отправили в армию. Где он и находился на то время. Письмо, правда, шло почти полгода, да и принёс его почтальон только потому, что ему нужен был баран.
Кирим отдал лучшего. Ведь почтальон принёс радостную весть - Бурун жив, а не сгинул под обвалом или в какой-то расщелине, заваленный камнями. Как погибли дед и прадед. А ещё через три года Бурун пришёл. Принёс в свертке Кассима. Сказал, что это Кассим - его сын. А сам ушёл ночью в долину. Он просто предал заветы предков и променял свободу гор на рабство женщин и детей. Правда, ребёнка вместо себя он оставил. Род не умрёт.
Кирим бережно подносил Кассима к вымени ослицы и довольно быстро поднял малыша на ноги. Они долгое время пасли овец на пару. Дед обучил внука тем буквам, что помнил сам, и у младшего уже получалось читать.
— Вот видишь Кассим, эта скала образует два косых склона, а между ними трещина. Вот так выглядит буква ''А''. А эта круглая скала с расщелиной вдоль похожа на букву ''Р''. Далее опять на ''А'' и ещё на ''Р''. И ещё, и вот. А вон та, дальняя. С обрезанной вершиной и трещиной сверху и до самого основания, похожа на букву ''Т''. Прочти что получилось.
- Вышло что это самая высокая, самая красивая и могучая гора ''Арарат''.
- Правильно мой любимый. Это самая лучшая гора в мире. Это наша Родина. И предназначение нашего рода, пасти стада овец на соседней от Арарата горе. Как нам завещали наши предки. Раньше, когда мой отец и дед были живы, то они много рассказывали об этой горе. Какие люди и им подобные существа появлялись здесь.
У деда Кирима есть подозрение, что вот такие существа и забрали его прародителей с собой в долину, а не пропали они в камнепаде. Он и сам порой малодушно подумывал спуститься жить в селение. Ноги уже подводили и были не те, что в молодости. Но сын Бурун опередил его и ушёл первым. Оставив вместо себя Кассима. Теперь приходилось воспитывать мальца с малолетства.
Но время идёт неумолимо. Уже восемнадцать раз Кирим с отарой совершили свой круговорот вокруг горы. Касим вырос и стал часто пропадать ночами. Поэтому Кирим и решился поговорить на тему любви с внуком. Подойти к этой теме нужно было осторожно. Чтобы не обидеть чувств ребёнка и не заинтересовать его раньше времени чем - то необычным. Иначе сбежит, чтобы исследовать самому. А этого допустить было нельзя. Обычно, как гласили легенды и старейшина, молодые из долины не возвращались.
Выбрав тихий, спокойный вечер и сидя у костра Кирим начал свой рассказ.
- Дорогой мой внучек Кассим. Я хочу рассказать тебе историю.
- Вай, дедушка. Я знаю, что неприлично перебивать старших, но все твои истории я знаю наизусть. Ты, наверное, плохо запоминал, то, что говорил тебе мой прадед. Поэтому все твои истории про одно и то же. Я уже все знаю наперечет.
- ВАХ. Зачем перебил? Вот теперь забуду, и ты не узнаешь чего- то нового.
- Твоё новое, давно мной услышанное.
- Зачем так говоришь, если ещё не слушал? А? Я хотел говорить с тобой за любовь. Ты уже вырос и пора посветить тебя в новые тайны. Что? Молчишь. Вот и не надо перебивать старших. Узнаешь много нового и хорошего.
- Давай старый, не тяни. Твои речи меня заинтересовали.
- А! Интересно, да? Так вот. Мне это ещё твой прапрадед говорил. Мир его праху, погиб в пятьдесят лет возле горы ''Арарат''.
- Э, э. Ты, что-то не то говоришь. Как он мог тебе говорить в свои пятьдесят, если он прапрадед и давно погиб?
- Ты будешь считать и меня перебивать или слушать? Я знаю, что считаешь ты хорошо. Пальцев то десять. Многому научился, а букв мы только шесть выучили.
- Не шесть, а всего три.
— Вот. Опять перебиваешь. Сейчас забуду, и такой важный разговор не состоится.
- Хорошо дедушка. Покорно умолкаю и слушаю.
- Ну и хорошо. Так вот. Ещё твой прадед говорил, что нельзя жить одному.
- Если ты дедушка себя не считаешь, то я всегда наедине с природой.
- Дорогой мой внук. Вот мы и подошли к самому главному. Тебе срочно нужно спуститься в селение и если тебе повезёт избежать призыва в армию, то ты найдешь себе одну женщину, которая тебя усмирит и успокоит. Женщина — это такое создание Аллаха, без которого мужчина не мужчина и дом-пещера без очага - нора. Только запомни прописные истины. Нельзя женщин менять по десятку за ночь. Одна все выдержит. Все женщины любят страстные речи. Чем ярче будешь их нахваливать, тем больше они тебе смогут дать. А теперь иди. Иди вниз, к людям. Считать ты умеешь, а читать не обязательно. Если будет очень трудно, сюда не приходи. Вижу, что наш род на мне и закончится.
С тех пор много воды утекло. Народная молва говорит, что наш Кассим проживает как в раю, взял себе новое имя Казанова в честь своего предка имя, которого так и произносится на французский манер - Новая коза. А в том, что это был родственник Кассим уверен на десять процентов. (Дальше он считать не умеет). Зато всех любит.
Встретив его на просторах городов, передайте: он забыл о том, что завещал дед. И что отара овец ожидает в селе его возвращения.
Просто маленькая история из жизни горцев.
Нравоучение
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12020-02-19 08:57:00
Страница: 1