Дом Старого Шляпа

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дом Старого Шляпа » Чердак Пегаса » Основные правила стихосложения


Основные правила стихосложения

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Не нашел тут подобной темы, и решил написать те правила, или схемы, по которым я обычно строю стихотворение, которое потом, обычно, превращаю в песню.
Правила придуманы не мной. Мне помогает мой хороший знакомый, живущий в Виннипеге. Игорь Левин. Он поэт, стихи которого входили в различные сборники еще в СССР, а его песни исполнялись по ресторанам и кабакам. Организатор концертов известных бардов, так их как Розенбаум, Кочетков, и др. Близкий друг Игоря Губермана...
В общем, основные, базовые правила такие:

Равное количество слогов в рифмованных строках.
Ударения на тот же слог.
Одинаковая схема во всех куплетах(бывают исключения)
Все куплеты должны иметь или женское окончание, или мужское, но, так же бывают исключения.
Стремиться не рифмовать одинаковые части речи. надеюсь, это немного поможет тем кто начинает. Если у кого есть какие советы, пишите.

Я выделяю ударения, количество слогов, и вид стихотворного размера, в первом куплете.
Пример из Саши Черного:

Обстановочка

РевЁт сынок. Побит за двойку с плЮсом.       -А
ЖенА на локоны взяла последний рУбль,      -В
СупрУг, убитый лавочкой и флЮсом,             -А
ПодсчИтывает месячную Убыль.                    -В
КряхтЯт на счетах жалкие копейки:              -А
ПокУпка зонтика и дров пробила брешь,       -В
А рОзовый капот из бумазейки                      -А
БросАет в пот склонившуюся плешь.             -В
Над самой головой насвистывает чижик
(Хоть птичка божия не кушала с утра),
На блюдце киснет одинокий рыжик,
Но водка выпита до капельки вчера.
Дочурка под кроватью ставит кошке клизму,
В наплыве счастия полуоткрывши рот,
И кошка, мрачному предавшись пессимизму,
Трагичным голосом взволнованно орет.
Безбровая сестра в облезлой кацавейке
Насилует простуженный рояль,
А за стеной жиличка-белошвейка
Поет романс: «Пойми мою печаль».
Как не понять? В столовой тараканы,
Оставя черствый хлеб, задумались слегка,
В буфете дребезжат сочувственно стаканы,
И сырость капает слезами с потолка.

1909

Отредактировано Юджин (2022-01-17 08:58:54)

+2

2

никаких правил идешь себе а они вокруг
лапу протянул взял и вытащил в это ужасное трехмерное :'(

Подпись автора

тырым пырым шмяк цок цок КЛАЦ    :disappointed: 

0

3

#p289523,Юджин написал(а):

Не нашел тут подобной темы,

А тема есть. Теперь всё на месте. :cool:

Подпись автора

https://i.imgur.com/ra1VOkG.pngСундучок Капитана

0

4

=Набор начинающего поэта=

Возможно ли нарисовать картину не имея холста, кистей, красок (или хотя бы бумаги и карандаша)? Все подтвердят - нельзя! А если у вас только тушь в тюбике, вы сможете нарисовать закат? На чем? Как?
Поэтому вот вам основной набор стихотворного рождения:

1. Тема и смысл.
С чего начинается рождение картины? Художник представляет что и как он станет писать, затем выбирает материалы, потом делает набросок (зачастую много! набросков), и лишь затем приступает к воплощению задуманного. Почему же мы прикрываемся вдохновением? Да сегодня вас посетила муза, но кто мешает завтра перечитать, выправить, огранить? Видели ли вы черновики классиков?
Думаете, Пушкин родился гением и все? А знаете ли вы, что от первоначальных вариантов в его стихах оставалось лишь 30-40%? Это не муза, не гениальность, это работа над собой и объективная самокритика. Даже если ваши знакомые кричат вам "ты гений", спросите себя, вы действительно им верите, или желаете верить?
Это самое сложное в любом деле - признавая все свои достоинства видеть и устранять недостатки и не ругать за ошибки, а учиться на них. И для писателя - это самое сложное, и самое важное.

Иначе у вас тоже могут родиться строки

Я наелася борща
и картошки с луком,
и, теперь, мои друзья,
буду громко пукать!

Или

Я вчера пошел гулять
И нашел одну кровать
Посмотрел - а был мороз
Я ее домой унес.

(С просторов интернета)

Итак, вас посетила муза. Но назавтра посмотрите на свое творение трезво. Быть может, под завалами слов действительно похоронен литературный бриллиант?

2.Слова и образы. Правильные слова, точные, четко отражающие то, что вы хотите сказать. Старайтесь избавляться от таких, которые не несут в себе смысла, а существуют просто "для массы".

Например:
Я только лишь люблю, любил вчера,
И, может быть, да, может, завтра тоже
Я вовсе полюблю не так тебя,
Что ты опять придти совсем не сможешь.

Не станем обращать внимание на некоторые очевидные "ляпы", но от половины слов можно запросто отказаться не потеряв и крупинки смысла. (скорее, приобретя его)
Знаете, за что мы любим стихи? За то, что читая их, мы видим яркие образы! Перед глазами разворачиваются яркие, насыщенные эмоциями и запахами, светом картины. И каждое слово, каждая буква - это краска! Вспоминаем букварь:
Р - Ревела как Ракета!
Ш - ШурШала мыШкой где-то.
Это не просто слова, так и есть. Звуки имеют огромное значение в складывании образов.

Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца лоскут:
досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.
В.Маяковский.

3. Рифма. О, про это знают все! Но не достаточно срифмовать "тары-бары-растабары". Рифма должна служить лучшему восприятию слов, связывая воедино картинку. Это ее прямое назначение. И хотя она очень важна, не стоит слишком ею увлекаться. Ведь рифмованные строки - и остаются только лишь рифмованными строками.

Например:
Ела я вчера морковь.
Мама суп мне приготовь.
С пальца капала алая кровь.
Завтра есть приду я вновь.

Что связывает эти строки? Ну же, проявите фантазию! Включите воображение! И все же у меня язык не поворачивается назвать данное рифмованное чудо - стихи. Это даже на детскую считалочку не тянет.

Кстати, считается «дурным тоном» рифмовать:
существительные, прилагательные и т.д. в одном падеже и только по окончанию (палка – селедка);
местоимения и наречия (мой – твой, когда – всегда);
однокоренные слова (ботинки – полуботинки);
глаголы в одной грамматической форме (держаться – обниматься).
Спорны, но допустимы рифмовки на ассонансы и аллитерации, варианты с различием последней буквы окончания (побег – побед, стрелок – пролог, шляпа – шляхта, отчаянья - молчание и т.д.). Существует некий набор давно избитых рифм: розы-грёзы-слёзы-морозы; кровь-любовь-вновь-бровь; неба-хлеба; бога-дорога; сказки-краски-маски-ласки; двери-верю; круг-рук-друг; волна-война-вина; море-горе, жди-дожди и прочее.
О рифмах:
Мужская рифма имеет ударение на последнем слоге (вни́з, карни́з, гря́зь, кня́зь...), женская, в данном случае, на предпоследнем (тéму, поэму, вéет, зрéет...). Часто, как выход из положения, достаточно поменять местами строки.
Например:
Какой романтикой тут веет? Ж
Дороги мокрые, дожди и грязь. М
В пурпуре, словно важный князь, Ж
Кусты рябины гроздью зреют, Ж

4. Размер и ритм.
Один из главнейших ингредиентов. Запомните - настоящие стихи бьются с сердцем читателя в унисон. Это музыка души, ума и тела! И если размер скачет, ритм постоянно хромает - то и ваше творчество выглядит несколько убого. Какая бы не была шикарная рифма, как бы ни были красивы слова, если нет ритма и размера - такие стихи могут только тахикардию вызвать. Говоря по правде - это самая тяжелая часть. Потому-то и не все, далеко не все, кто пишет стихи, может называться мастером. Да. Это работа, дорогие мои, и не из легких! Но вы же хотите стать Поэтами, а не остаться не ограненными талантами?

Например:
Я приехал, и что же я вижу, мама?
Такого кошмара и срама
Не вынесет сердце.
Я не найду в этой жизни, пожалуй, единоверца.

Ну как? Рифма есть, слова вроде хорошие. А на гениальное произведение не тянет. Почему? Вы пробовали мясо без соли? Или торт без сахара? Так и тут. Съесть можно, но без особого желания.

Как же быть? Считать слоги. И это не так трудно, как кажется. Берем стихотворение и записываем (/)- ударный слог, (-)- безударный, одна гласная = 1 слог. Считаете – и переписываете, исправляете все «неровности» - до безошибочной ритмики.

Например:
Раз ли лось по но гам,
--/--/
По ру кам, по рес ни цам,
--/--/-
По гу бам, по спи не,
--/--/
По ла до ням бла жен ство.
--/--/-

Что же касается верлибров (неритмованных стихов) – это задача для мастера. Текст, лишенный ритма может "выехать" только лишь за счет красоты и силы образов. В таких вещах роль играет всё - сочетание шипящих, свистящих; открытых и закрытых, вплоть до промежутков между буквами.

Вам же, как человеку, обладающему музыкальным слухом, я предлагал петь своё стихотворение. В крайнем случае простукивать ладошкой, или ножкой слоги, выделяя ударные слоги более громким ударом. Это даст Вам возможность определиться с ритмом. Если что -то не получится, тогда уж придётся
уточнять графически. Предлагаю безударные слоги обозначать для простоты нулём, а ударные - единицей. а количество слогов определять программкой "Razmer".

5. Душа. Это эмоции, огонь, сила ваших стихов. Когда мы пишем без эмоций - у нас рождаются милые, но штампованные стихи. Где есть все, но избитое и неинтересное. И лишь эмоции заставляют нас выдавать такие вещи, какие не придумаешь в "нормальном" состоянии. Учитесь чувствовать, берите от жизни больше эмоций, "встревайте" везде и всюду, только тогда в нужный момент вспомниться что-то и…

Ярким сияньем пира жилье твое озарено.
В глотке врага твоего пусть в огонь превратится вино!
Только с тобой на пиру веселятся сегодня другие.
Пей, но за чашей порой вспоминай нас — ушедших давно.
Сайфири Исфаранги

Подпись автора

Говорит Ави  :flag:

0


Вы здесь » Дом Старого Шляпа » Чердак Пегаса » Основные правила стихосложения