Дом Старого Шляпа

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дом Старого Шляпа » Прозаический этаж » Церковь


Церковь

Сообщений 31 страница 60 из 142

1

ЦЕРКОВЬ

- Баб Зин! Баб Зин, вставай! Пошли уже! Мне к одиннадцати вернуться надо. Что разлеглась? Сама ж в церковь хотела! Передумала? Я тогда к Митьке пойду. У  него мопед не заводится.
- Погоди, Денечка! Я ж уже собратая. Голова закружилась. Пойдем, конечно! Пойдем, мой хороший! Время-то уже сколько?

Баба Зина садится на кровати, спускает вниз ноги. Колготки собираются складками на икрах. Она поправляет платье, разглаживает его по бокам. Лицо белое, узкая прорезь рта – синяя..
- Ба, ты уверена?
- Милый, принеси туфли из коридора.
- Какие?
На тканом коврике стоят носом к стене уверенные в себе ботинки на широком низком каблуке. Солнце отражается в их начищенном дермантине.
- Эти?
- Да. Спасибо.
Слезает с кровати, как с горки. Белеет еще сильнее. Проводит рукой по серым сколотым пластмассовой заколкой волосам.
- Ба, может тебе полежать? Дома останешься?
- Ну как же, Денечка? Служба сама себя не отстоит.
Лезет ногой в колготке в ботинок, держась за стену.

Июль накидал зелени на заборы. Дорога разбита. В песке еле виден асфальт. Старуха повисла на локте.
Гребет ногами камушки. Розовеет на глазах, поднимаясь две ступеньки к Церкви. Накидывает платок, кивает, здороваясь, отпускает локоть внука.
Денис опирается плечом об стену, отворачивается, достает мобильный. Странно, но поле не ловит. Ездит пальцем по застывшей ленте, слышит голос: «Богородице деве ра-а-адуйся!
Прячет телефон в карман. Охваченный непонятным стыдом ищет глазами бабку.

Выходят вместе. После всех разговоров и объятий остаются одни. Бредут по дороге

- Ба! А я крещеный?
- Конечно, Денечка! Тебя как Лизка родила, на третий день в Церкву-то и отнесли. Мишка, царствие ему небесное, крестным стал и Анька-Ерунда крестной мамой.
- Вы ж с Анькой не общаетесь.
- Так то сейчас. А раньше дружили.
- А Ерунда у нее почему такая кличка?
- Пойдем на лавку сядем. Фух какая уже жарища! Что ж дальше то будет?

- Как Анька Ерундой стала?  Так она на любой вопрос : «Ерунда» отвечала, чтоб не случилось.  Вот и прозвали. С детства.
- Ба, а ты зачем в церковь ходишь?
- Как зачем?  А зачем все ходят? Помолиться.
- А дома никак? Ты ж еле встала сегодня.
Ладонь в пигментных пятнах и шуршащей кожей накрывает руку внука смуглую в веснушках, с кривым ногтем на мизинце.
- Я маленькой совсем была, когда фрицы пришли. Мы ж дураки были. Мы в церковь побежали, укрылись там. Бабы, мамы, дети.

Зной становится злее. Нападает, рисует нимб над старухой.
- А они дверь подперли и подожгли.
- А ты знаешь, кто им про церковь сказал?
-…
- Анька.  Припекает-то как! Солнышко!
Я три дня просидела в этой сожжённой церкви.  Сидела и  о солнышке мечтала.
А знаешь, кто меня оттуда забрал и потом четыре года хранил? Анька! Ерунда же? В той церкви все село сожгли. Ерунда.

- Ба, это ж люди! Бог-то где был? Ты на хрена больная  прешься в церковь?
- А что ? Делать-то мне что? Тетя Марина подошла к горящей двери. Нам дышать было нечем. А она подошла и положила руки на дверь. Загорелась вся сразу как факел.
- Так Бо-то где  был?
- Там и был.   Тете Марине больно не было. Она горела, а больно не было.
Вот и хожу я на службу. Я верю, понимаешь?
Зной становится нестерпимым. Денису нечего сказать. Коричневые колготки кольцами ложатся на ботинки. Бабка тянет его за футболку, смотрит снизу вверх.
- Сходили, и мне полегчало. А то знаешь, ночью лежу, воздуху мало, будто на грудь кто-то сел. А после Церквы всегда легко.
- Ба, значит тетя Аня тебя сильно старше?
- Ой, да какой ?! Лет на пять.
- И как же она тебя хранила четыре года?
Денис бьет кроссовком ножку скамейки.
- Мне тогда восемь было, а ей  тринадцать, или четырнадцать. Заневестилась. Красивая была. Мать ее еще до войны померла, замерзла.  А батька уже на войне в лес ушел. А Аньке так и наказал: «Береги хозяйство. Это твое бабье дело.»

Денис вспомнил школу, восьмой класс, девчонок. Про «заневестилась» понял. Про то, как можно оставить одну вот такую пигалицу - нет.
- И что?
- Да ничего. Как стало ухать рядом, мы все в Церкву и побегли. А Анька осталась. У нее козы нервные были. Бабахнет, они в разные стороны.
Рот опять синеет. Старуха встает со скамейки:
- Пойдем уже, милый!
- Ба, ты как?
- Да что со мной сделается? Соседка свёклы нанесла. Ты холодник будешь или борщ?
- Ба!

Заходят во двор. Она ковыляет к летней кухне. В ней пропал этот запал. Она снова белеет и истончается, даже ростом становится меньше.

- Ба, ты про Аньку Ерунду не договорила.
- А что говорить?  Понравилась она фрицу. Да какому фрицу? Он по-нашему болтал. Из Эстонии был. А когда его подчиненные Церкву с нами сожгли, он все извинялся перед ней. Я ж тогда в подвал за алтарем сбежала. На тетю Марину посмотрела и сбежала. С собой Витьку – последыша взяла.
- Дядя Витя?
- Не-ет. Тот Морозовых сын был. Не можешь ты их знать. Нет тех Морозовых больше. Тот Витька есть хотел. Ему года три было. Он выбежал, хоть я не пускала. А дальше не знаю. Может забрал его кто? Я очередь автоматную слышала.

Денис в своих модных джинсовых шортах, с айфоном, в футболке от Донны Каран на одной ножке балансирует между мирами. Его разрывает это различие между тем и этим.  Ему жизненно необходимо узнать, понять все до конца.

Старушка шуршит пакетом, рвет его, достает свеклу.
- Ой. Сейчас же вся извазюкаюсь! Домой пришла, а не переоделась. Дура старая.
- А  давай я тебе новое платье куплю?
- День, зачем?- она вспыхивает от удовольствия - В гроб покласть?
- В общем мне Анька в Церкву пару дней поесть носила. А когда этот эстонец к ней прилип, поселила меня у себя а бане. Я с окошка в парильной на жизнь смотрела. Узенькое такое окошко. Кусок сарая было видно и вишню. Так эта вишня то листьями обрастала, то ягодами, то оголялась.
Мне Анька щенков да котят все пихала. У эстонца ейного аллергия была. Так она специально, чтоб в баню не ходил. В тазике на кухне мылся.
- И вот так четыре года?
- А как? Читать, писать я не умела ещё.  Мне Анька шерсть таскала и то прялку, то спицы. Я пряла да вязала. А Анька продавала. А один раз принесла пряжу и картонку с размером. Носки эстонцу связать на зиму.  Я от злости кошачьего пуха в нитку напихала. Та прибегает через дня три, орет! Мужик весь пятнами пошел, кашлять начал, а потом с лица спал и чуть не задохнулся.
Баба Зина дробно смеется, прикрывая рот рукой. Смотрит на свеклу, нож, свое платье:
- Не. Пойду я переоденусь.
Денис встает в дверях, широко расставив ноги. Не может ее отпустить. У него столько вопросов.
- Ба, да пойдешь ты, пойдешь. Ты мне скажи: «А Бог-то где был, когда в церкви горели?  Когда ты в бане четыре года жила, когда мальчишку трехлетнего расстреляли? Бог где был?»
- Ну как же? Здесь он был, рядом.
- Когда люди горели?
- Что мы в этом понимаем? Он же Бог!  Одно скажу, Аньке с эстончиком этим повезло. А остальные там были в отряде нелюди. Осинку у магазина порубленную видел? Там сестрички Ивановы повесились. И еще шестеро бабонек. После непотребств. Не все в Церкву сбежали. Повезло только Аньке. А остальных...
- Так Бог-то почему допустил такое?
- Денечка,  что ты? То ж не Бог, а люди глумились.
- А он где был?
Денис опускается на колени, обнимает бабушку. В его голове раскачиваются восемь женщин на одной осине...
- Был он, глупый. Был. Он мне силы дал пережить все это. Без него я б пропала.
- А Анька?
Зина обнимает голову Дениса.
- Анька двойней от эстонца забеременела. Наши пришли и прикладами били. Скинула. Чуть не померла. Ее в больницу возили кровь останавливать.

В голове у парня уже не осина и висельницы. Там пусто. Там вакуум. Слишком много знания.

- А...
- Был Бог. Ты ж у меня почему такой красавчик? Я имя твоего деда не знаю. И кто был дедом. Черненькие все были. Азербайджан,  Армения?  Грузия? Наши - это главное.
Фрицов выкинули и ушли. А мы остались. Потом завод построили, потом народ понаехал. И село опять ожило. Папка твой в школу тут пошел. Потом в город поехал в железностроительный. Ну что ты?

Денис отдирает лицо от ее колен. Правой рукой хватается за стенку, чтоб встать. Слюни стоят в горле. Тошнит. Он хотел правды, но не такой.
- Ба, я пойду. Митьке с мопедом помочь надо.
- С Богом, Денечка! С Богом, милый!

+3

31

#p450353,PlushBear написал(а):

Хм... Вы находите, что эти выводы кто-то серьезно воспримет? Пожалуй, это ошибка, потому что выводы должен делать читатель. А когда за него делают выводы - книга теряет смысл для прочтения. Просто открывается последняя страница и там - выводы. Ничего читать не надо, все готово на блюдечке.

Поправила там в комменте на "сделал выводы и поступил по–своему". Т.е. оказавшись в ситуации, подобной той, в которой пребывает основной герой, и владея информацией, поступает уже по–своему. А уж, читателю пищи для размышлений...

Подпись автора

Всё течёт... Иногда меняется.

0

32

#p450353,PlushBear написал(а):

Нет. Я говорю о том, что автор плохо раскрыл персонаж бабули. Он уже взял готовый шаблон и сказал нам: вот бабуля, она старая и немощная, сострадайте ей.
А для нас эта бабуля совсем не знакома. Читаем про её синий рот и бледность и как бы... ну да, старая. И все.
Т.е. для автора эта бабушка - не герой, а пешка на доске.

Про картонность героя · моя больная тема. Описываешь его чувства, характерные черты, взаимодействие с другими персонажами. А он, всё равно, оживать не торопится. И что с этим делать?..

Подпись автора

Всё течёт... Иногда меняется.

0

33

#p450353,PlushBear написал(а):

У меня есть много коротких рассказов, построенных именно так: наблюдатель рассказывает то, что он видел. И в конце - вывод. Но фишка этих рассказов не в выводе, тем более, что он, как правило пародоксальный и совсем не тот, который мог бы сделать читатель, исходя из пересказа наблюдателя. Там фишка в самой подаче материала.
Но вы не стесняйтесь, отриньте всякую ложную скромность и опубликуйте какой-нибудь пример. Интересно было бы прочесть. (надеюсь там не очень много букаф. :))

Отважусь, да. Интересно будет увидеть Ваше мнение. Вот только, доработаю тот текст.

Отредактировано Соломея (2024-01-21 05:05:07)

Подпись автора

Всё течёт... Иногда меняется.

0

34

#p450354,Соломея написал(а):

Поправила там в комменте на "сделал выводы и поступил по–своему". Т.е. оказавшись в ситуации, подобной той, в которой пребывает основной герой, и владея информацией, поступает уже по–своему. А уж, читателю пищи для размышлений...

Ага. Вот видите. У вас есть продолжение после рассказа в рассказе. А здесь - нет.

#p450355,Соломея написал(а):

Про картонность героя · моя больная тема. Описываешь его чувства, характерные черты, взаимодействие с другими персонажами. А он, всё равно, оживать не торопится. И что с этим делать?..

В первую очередь героя оживляет характер. Вот если можно сказать, какой у персонажа характер, значит он уже имеет какую-то форму. За характером идут желания. Причем, не авторские, а именно желания персонажа. Вот в этом рассказе автор желал, что бы бабушка пошла в церковь. Он не показал, какие мотивы, какие соображения её туда потащили. И смотрится уже натянуто. А почему? Потому что характер бабули не раскрыт. Вот.
После того, как определитесь с желаниями персонажа, можно придумать ему какую-нить особенную черту. Здесь, например, это был синий рот и собирающиеся складки колгот на икрах. Это добавляет в образ объем и придает натуральности. Читатель начинает верить, что такой перс мог существовать реально.

#p450356,Соломея написал(а):

Отважусь, да. Интересно будет увидеть Ваше мнение. Вот только, доработаю тот текст.

Несите, несите. Почитаем.

Подпись автора

Удобная штука - фальшивая репутация:
всегда с собой и не оттягивает карман при ходьбе.

+2

35

#p450376,PlushBear написал(а):

Ага. Вот видите. У вас есть продолжение после рассказа в рассказе. А здесь - нет.

Здесь · невесть откуда навернувшиеся слёзы. Бабулечка и её поколение, пронесшее боль войны через всю жизнь. И внучек, желторотый, нестреляный и очень хрупкий... Это что–то архетипическое.

Отредактировано Соломея (2024-01-21 12:11:12)

Подпись автора

Всё течёт... Иногда меняется.

0

36

#p450376,PlushBear написал(а):

торопится. И что с этим делать?..

В первую очередь героя оживляет характер. Вот если можно сказать, какой у персонажа характер, значит он уже имеет какую-то форму. За характером идут желания. Причем, не авторские, а именно желания персонажа. Вот в этом рассказе автор желал, что бы бабушка пошла в церковь. Он не показал, какие мотивы, какие соображения её туда потащили. И смотрится уже натянуто. А почему? Потому что характер бабули не раскрыт. Вот.
После того, как определитесь с желаниями персонажа, можно придумать ему какую-нить особенную черту. Здесь, например, это был синий рот и собирающиеся складки колгот на икрах. Это добавляет в образ объем и придает натуральности. Читатель начинает верить, что такой перс мог существовать реально.

Благодарю Вас за очень развёрнутый, обстоятельный  ответ.
А по тексту, позже бабулька говорит про храм. Почему ходит туда. Или здесь важна хронология?
Можно раскрыть характер и историю персонажа постепенно? Или сразу, но на каком–то этапе? Допустимый приём?

Подпись автора

Всё течёт... Иногда меняется.

0

37

#p450388,Соломея написал(а):

А по тексту, позже бабулька говорит про храм. Почему ходит туда.

Вот это слабый прием, когда персонаж докладывает о своих мотивациях. И тут костылем (чтобы бабушка не вещала в пространство) введен внук.
По хорошему автор нас должен был познакомить с бабулей через фрагмент ее жизни, выбрать такой, чтобы было понятно почему она идет в храм. Внука тоже можно оставить и отвечать ему через призму характера бабули. Т.е. мы уже знаем почему она ходит, но при этом отвечает внуку что-то другое, более мягкое, например. И мы понимаем, что бабуля еще и внука любит.

#p450388,Соломея написал(а):

Можно раскрыть характер и историю персонажа постепенно? Или сразу, но на каком–то этапе? Допустимый приём?

Это называется развитие персонажа. Открытие новых черт по ходу действия. Поддерживает интерес читателя к персу.

Подпись автора

Удобная штука - фальшивая репутация:
всегда с собой и не оттягивает карман при ходьбе.

+1

38

А зачем люди ходят в церковь? Это как зубы чистить? Или привычка? Я сейчас не шучу  и не глумлюсь. Тем более в православную. У католиков хоть посидеть можно. А в Таллинне  храмах часто орган играет. Акустика улетная.

+1

39

#p450408,Мария написал(а):

А зачем люди ходят в церковь? Это как зубы чистить? Или привычка?

Я не знаю. Я не хожу.

Подпись автора

Удобная штука - фальшивая репутация:
всегда с собой и не оттягивает карман при ходьбе.

0

40

#p450408,Мария написал(а):

А зачем люди ходят в церковь? Это как зубы чистить? Или привычка? Я сейчас не шучу  и не глумлюсь. Тем более в православную. У католиков хоть посидеть можно. А в Таллинне  храмах часто орган играет. Акустика улетная.

Мне кажется, все храмы всех религий предполагают улетную атмосферу...
Мне было хорошо и в православном, и в католическом, и в мусульманской мечети. :)

Подпись автора

Z

0

41

#p450414,PlushBear написал(а):

Я не знаю. Я не хожу.

И я не знаю. Потому и бабка в тексте не знает. " служба сама себя не отстоит"(с). Фсе.
А вот сознательно ходить туда где все село сгорело...

0

42

#p450415,Ckazka написал(а):

Мне кажется, все храмы всех религий предполагают улетную атмосферу...
Мне было хорошо и в православном, и в католическом, и в мусульманской мечети.

Не была в мечети. Хотя они в Берлине есть. Один раз гуляла в парке рядом и как раз закричал муэдзин. Круть.
А рядом с моим домом 2 церкви.  По меньшей мере 3 раза в день колокола бьют. Мне нравится.

0

43

#p450416,Мария написал(а):

И я не знаю. Потому и бабка в тексте не знает. " служба сама себя не отстоит"(с). Фсе.

:dontknow:

#p450416,Мария написал(а):

А вот сознательно ходить туда где все село сгорело...

Ну там же другая церковь.

Подпись автора

Удобная штука - фальшивая репутация:
всегда с собой и не оттягивает карман при ходьбе.

0

44

#p450419,Мария написал(а):

Не была в мечети. Хотя они в Берлине есть. Один раз гуляла в парке рядом и как раз закричал муэдзин. Круть.
А рядом с моим домом 2 церкви.  По меньшей мере 3 раза в день колокола бьют. Мне нравится.

Мы в Стамбуле ходили... В большую Мечеть... Если честно, там было что-то... чего до этого я никогда не ощущала, огроменный купол, свет... мозайки, свечи... все это выполнено в гармонии. Мягкий ковер под ногами. А прежде чем зайти - нужно снять обувь, т.е. это тоже что-то связанное с раздеванием, местные еще моют ноги, нам как туристам просто бахилы предложили одеть) но всё чувствовалось...

Подпись автора

Z

0

45

В католической да, можно присесть... там много дерева, даже ангелы из дерева) :) атмосфера домашняя, уютная... и музыкальный орган... еще цветы... :)

Подпись автора

Z

0

46

#p450415,Ckazka написал(а):

Мне было хорошо и в православном, и в католическом, и в мусульманской мечети.

Вам, душечка, везде прекрасно.

#p450416,Мария написал(а):

А вот сознательно ходить туда где все село сгорело...

Ахахаха! Дорогой Автор, вы же у бабки отобрали целую жизнь: церковь горела, когда она была девочкой еще. Потом она выросла, вышла замуж... или не вышла, но родила папу(или маму) внука, растила его/её, потом оно женилось и родился внук. Бабка и здесь принимала не малое участие, раз внука ей привозят на лето. И только когда повеяло смертью, старуха стала ходить в церковь. А вы вырезали это все.

Люди за соломинку цепляются. Любят экстрим, повисеть над пропастью... во ржи. Хахаха!

Подпись автора

"Не противься злому"
( Матф., 5:39.)

0

47

#p450423,Ckazka написал(а):

там много дерева

Везде Пинокии лежат. Нда-с, пьяненькие.

Подпись автора

"Не противься злому"
( Матф., 5:39.)

0

48

В православном... что-то такое... и строгость и доброта одновременно...

Подпись автора

Z

0

49

#p450423,Ckazka написал(а):

и музыкальный орган

А бывают органы не музыкальные? Тогда они Органы, а не оргАны.

Подпись автора

"Не противься злому"
( Матф., 5:39.)

0

50

#p450424,Шелл написал(а):

Вам, душечка, везде прекрасно.

дыа) :D

Подпись автора

Z

0

51

#p450426,Ckazka написал(а):

В православном... что-то такое... и строгость и доброта одновременно...

Пикнуть не моги, все строгие, мрачные. Ни одного просветленного лица.

Подпись автора

"Не противься злому"
( Матф., 5:39.)

0

52

#p450425,Шелл написал(а):

Везде Пинокии лежат. Нда-с, пьяненькие.

Древо Жизни!

Подпись автора

Z

0

53

#p450408,Мария написал(а):

А зачем люди ходят в церковь? Это как зубы чистить? Или привычка? Я сейчас не шучу  и не глумлюсь. Тем более в православную. У католиков хоть посидеть можно. А в Таллинне  храмах часто орган играет. Акустика улетная.

Не хожу. Мне там неуютно как-то... Хотя соборы у нас роскошно убраны. Однажды заглянула в Польский костёл (по пути был) из любопытства и там как раз никого не было. Вот там ощутила подключение к Высшему и прекрасному. Красиво там, светло...
Люди нуждаются в ритуалах, а в куче одинаково настроенных людей создаётся определённая аура, которую они считают Божьей Благодатью. Это как наркотик наверное.

Подпись автора

Пока вы не научитесь управлять веслами, бесполезно менять лодку (Шри Шанкара)

0

54

#p450429,Шелл написал(а):

Пикнуть не моги, все строгие, мрачные. Ни одного просветленного лица.

Есть светлые, я видела) :yep:

Подпись автора

Z

0

55

#p450432,Санна написал(а):

Люди нуждаются в ритуалах

А..а...аутисты!

#p450432,Санна написал(а):

Это как наркотик наверное.

На..на.. наркоманы!

Ой, прошу прощения, люди - прекраснейшее из творений Его!

Подпись автора

"Не противься злому"
( Матф., 5:39.)

0

56

#p450433,Ckazka написал(а):

Есть светлые, я видела)

Все-то вы видите... А ведь не часто же ходите, да?

Подпись автора

"Не противься злому"
( Матф., 5:39.)

0

57

#p450435,Шелл написал(а):

Все-то вы видите... А ведь не часто же ходите, да?

Специально, ритуально не хочу.

Я уже говорила про свою бабушку) в деревне ваще церкви не было, стены... Так можно и собственный дом храмом считать, не тащить туда грязь, и молиться на коленях у кровати, что и делала моя бабушка.

Подпись автора

Z

0

58

#p450424,Шелл написал(а):

Вам, душечка, везде прекрасно.

Ахахаха! Дорогой Автор, вы же у бабки отобрали целую жизнь: церковь горела, когда она была девочкой еще. Потом она выросла, вышла замуж... или не вышла, но родила папу(или маму) внука, растила его/её, потом оно женилось и родился внук. Бабка и здесь принимала не малое участие, раз внука ей привозят на лето. И только когда повеяло смертью, старуха стала ходить в церковь. А вы вырезали это все.

Люди за соломинку цепляются. Любят экстрим, повисеть над пропастью... во ржи. Хахаха!

Моя бабка, че хочу то и делаю

+1

59

#p450438,Мария написал(а):

Моя бабка, че хочу то и делаю

:cool:

Подпись автора

Z

0

60

#p450438,Мария написал(а):

Моя бабка, че хочу то и делаю

https://i.imgur.com/n7KoLEb.gif

Подпись автора

Пока вы не научитесь управлять веслами, бесполезно менять лодку (Шри Шанкара)

0


Вы здесь » Дом Старого Шляпа » Прозаический этаж » Церковь