Мнение, что написать верлибр проще, чем рифмованный стих - ошибочно.
Не стоит думать, что, если вы напишите любой текст в столбик – у вас получится верлибр. Скорее всего у вас получится просто текст, разбитый на строки и написанный в столбик, но не имеющий к поэзии никакого отношения.
Верлибры и другое предлагают вашему вниманию шесть основных принципов написания свободного стиха.
1.Верлибр, как и любое стихотворение, пишется для читателя.
Если вы не изливаете душу на бумагу в целях психотерапии и не собираетесь потом спрятать написанное в стол и никому никогда это не показывать, то помните о вашем читателе и о том, что именно он должен увидеть, понять, почувствовать благодаря вашему произведению. А главное – зачем. Любое стихотворение, и особенно верлибр – это доверительный разговор с читателем и задача автора построить этот разговор так, чтобы читатель захотел услышать его до конца и понял то, о чем ему говорят.
Конечно, некоторые могут придерживаться той точки зрения, что настоящая поэзия в читателе не нуждается и вообще, только такие произведения, написанные просто ради их написания, и относятся к настоящей поэзии. Но если уж вы так считаете, то будьте последовательны и не выкладывайте потом ваши «гениальные» опусы в сети, не заваливайте ими всевозможные конкурсы в поисках признания. Уважайте время и психику окружающих.
А вообще, поэзия без читателя – это как секс без партнера. Просто онанизм какой-то. Не надо так!
2.Верлибр, как и любое произведение, должен иметь смысл и доносить до читателя определенную мысль, идею, сообщение.
Верлибр без смысла – это просто текст. Смысл – это не обязательно мораль, как в басне. Смысл может заключаться в передаче определенных чувств, пробуждении определённых мыслей. И желательно, чтобы месседж, который автор хочет донести до читателя был немного более оригинальным, чем: «она от меня ушла, а я все еще что-то к ней чувствую, поэтому пойду суну голову в газовую духовку».
Бессвязный поток сознания, переполненный вычурными метафорами и нелепыми сравнениями, конечно может быть интересен, но в первую очередь, для психотерапевта. А вот будет ли такое абстрактное сочинительство иметь отношение к поэзии, сказать сложно, но скорее всего нет, не будет.
Также важно помнить, что читатель должен понимать, о чем пишет автор и что он хочет донести, потому что – смотри пункт первый – верлибр, как и любое стихотворение, пишется для читателя. Конечно, всегда можно заявить, что просто тупые читатели не в состоянии понять гениального автора. И такое действительно бывает. Но редко. Чаще все-таки случается наоборот.
3.Верлибр, как и любое стихотворение, должен быть написан с использованием изобразительных и художественных средств.
Тропы, эпитеты, сравнения, аллегории, повторы, антитезы, аллитерации и прочие художественные методы и приемы – это именно то, что превращает просто текст в поэтическое произведение. Если взять инструкцию к холодильнику, телефону или ноутбуку, разбить ее на короткие строки и записать в столбик – верлибр не получится. Получится инструкция к холодильнику, записанная в столбик. Чтобы получить поэтическое произведение, необходимы художественные средства.
При этом, метафоры не должны быть избитыми и банальными. Огонь любви, плачущий дождь, разбитое сердце, печальная осень, стройная березка и одинокая луна – это все плохо, скучно и никому не интересно. А за нежные сладкие губы и желание утонуть в глазах вообще надо ввести смертную казнь! Желательно публичную!
Образы должны быть оригинальными и неожиданными. Конечно, можно заявить в свое оправдание, что Блок, Лермонтов, Шекспир, Данте (нужное подчеркнуть) использовали это в своих стихах и стали великими поэтами. Вот только они все это использовали сто и более лет назад, и с тех пор поэзия успела уйти далеко вперед. А то, что было новаторским более ста лет назад сегодня несколько растеряло былую свежесть.
Также, метафоры не должны быть тупыми. Например, «белая стрекоза любви» - это не метафора, это херня какая-то.
А еще не забывайте, что любая метафора должна быть раскрыта. То есть, если вы уж сравниваете свою любовь с трамваем, то объясните читателю почему. Не заставляйте его додумывать за вас. Потому что – смотри пункт первый – верлибр пишется для читателя.
4.Верлибр должен быть органичным, в том числе стилистически.
Произведение должно быть органичным, все слова и образы должны соответствовать теме, поднимаемой автором. А все стилистические приемы – обоснованы. Например, не нужно переходить на «высокий штиль» и использовать устаревшие слова только потому, что они кажутся более «поэтичными». Все эти «бренности», «тщетности», «мнимости» и прочие «грезы» и «упования» не добавят стихотворению возвышенности, а лишь сделают его более искусственным, неестественным, надуманным. Да, лет 200 назад поэты использовали эти слова в своих произведениях, но лишь потому, что тогда они использовали их и в своей речи, разговорной речи. Сегодня эти слова устарели. Пишите на том языке, на котором разговариваете.
То же самое относится и к использованию современного жаргона – его применение должно быть обоснованным и соответствовать общей стилистике.
Еще хуже бывает, когда возникает смешение стилей. Например, если в стихотворении, неумело стилизованном под условный «серебряный век», со всякими «томностями» и «плачущими свечами» (веерное отключение что ли?) внезапно появляются жаргонные словечки, то на выходе получится какая-то адская смесь из Мандельштама и Михаила Круга. Смешение стилей, кстати, дает комический эффект.
5.В верлибре не должно быть фактических, стилистических и других речевых ошибок.
Коряво и неправильно построенные предложения, неправильное использование слов, неправильные ударения – это все превращает текст в графоманский опус. И, да, логических ошибок тоже не должно быть. Если уж вы не знаете, что означает то или иное слово, как оно пишется или как его правильно использовать – ну, спросите у гугла, что ли.
Запятые, кстати, тоже должны быть, и в верлибрах тоже. Потому что, как читателю понять, что хотел сказать ему автор, особенно если стихотворение представляет собой бессвязный поток сознания. А если этот поток даже запятыми не разделен?
Конечно, сейчас очень модно заявлять, что дескать отсутствие знаков препинания – это авторская пунктуация. Вот только, как правило, эта авторская пунктуация заключается в том, что автор убрал все запятые, но почему-то оставил вопросительные и восклицательные знаки. И это наводит на мысль, что на самом деле автор просто не знает, где по правилам должны стоять эти запятые, вот просто и решил убрать их все.
6.В верлибре должен быть интонационный ритм.
Свободный стих может быть полностью или частично лишен метра и размера, однако он должен иметь интонационный ритм – определенную мелодичность, задающую ритмику стихотворения. В силлабо-тоническом стихе поэтическая мелодия задается размером. В верлибре автор должен выстроить ее самостоятельно, чтобы стихотворение зазвучало.
Расстановка пауз, речевая мелодия, расстановка акцентов и темп речи в верлибре выстраиваются благодаря разбиению текста на строки. Так, речевые паузы - перерывы звучания голоса – отделяют друг от друга предложения и или их смысловые части. Без речевых пауз не получится ни только верлибр, без них не будет даже осмысленной речи. Мелодию стихотворения формируют соотношение и последовательность высоты гласных звуков слов. При этом именно мелодия во многом определяет логическую и эмоциональную выразительность произведения. Логические акценты придают предложениям или их частям определенный смысл.
Взято ЗДЕСЬ
- Подпись автора
Пока вы не научитесь управлять веслами, бесполезно менять лодку (Шри Шанкара)