Дача. Мария Тийдт.
В день похорон Мура улыбалась сквозь вуальку застенчиво, подставляла руку и щеку для поцелуев в воздух, пожимала плечами, отвечала коротко. На минуту представила себя в фильме об итальянских гангстерах, чуть не прыснула в рукав чёрного плаща в пол, губу закусила. Не земля, а куски глины ударили по крышке гроба — кладбище в нежной ряске сосен стояло на песке и глине. Комья, ударившись, прилипли – к гробу, к её пальцам. Отряхивала ладони, вытирала о бока, как муку о передник, била в ладоши, и снова о полу, об карманы — безуспешно. Кто-то высокий, чужой — «первый раз вижу», увёл подальше, протянул бутылку воды, что-то говорил, по плечам хлопал, за руку довёл до машины, усадил, занёс покорные ноги, пристягнул, обежал, завёл мотор, довёз до подъезда. Предлагал проводить, зайти, посидеть, поговорить, помощь. Мура махнула грязной ручкой, кивнула лицом, невидимым под чёрным кружевом, угловато сгорбившись, утонув каблучком в луже: «Спасибо! Всего хорошего!»
В коридоре содрала чёрную шляпку-таблетку, дверь закрыла, как Он приучил, на два оборота. Дверь в спальню закрыта. Сняла туфли, на пятке колготки поползли.
— Андрес!
Не стала открывать. Пошла в гостиную, легла на диван, не зажигая свет. Переживала о колготках: «Только что привёз». Утром проснулась:
— Андрес!
Взяла в баре бутылку водки, пошла в ванную, села голая, включила погорячее, чтоб было больнее. Выпила, закашлялась. Вода вытекала водоворотом, заткнула слив пяткой, водку пила жадно, пока не закричала:
— Сука! Как я теперь без тебя! Как??!
Отвечала себе: «Сама. Теперь ты всё сама». Беззащитная, без одежды, достала рулон больших пакетов для мусора. С вешалки в коридоре посрывала двумя руками пальто, две куртки, безрукавку-«в чём в гараж». Не замечала, что плачет. Вытирала лицо рукавами Его одежды, с ума сходила от запахов и бежала дальше потрошить полки и шкафчики. Чашка с глупой надписью «Лучшему мужу» упала в мешок мягко на джинсы, футболки, шорты с сушилки. У зеркала остановилась — одни кожа да кости, волосы после вчерашнего ещё влажные, чёлка на лбу запятыми и кольцами. Расцепила зубья заколки, и русые локоны побежали по плечам, груди, седина была совсем не заметна. Очень тихо, будто боясь разбудить ребёнка, всё-таки вошла в спальню. Халат в «ногах» — толстый, уютный, любимый. Она Ему на сорок лет дарила. Всё боялась, что коротковат будет. Андрес же высокий, под два метра, для неё, коротышки, почти до неба. Подушка со смятым углом-отпечатком руки. Всегда спал, подсовывая ладонь под щёку, на одном боку. На Муриной стороне простынь взбита, а там гладкая. Ночник не погашен, мобильный на зарядке. Не могла больше плакать. Подвывала болонкой, пока паковала постельное бельё в пакеты. Вся прихожая была ими заставлена. Поняла, что голая, только когда стала на себе искать карман, куда положить ключи.
Плащик накинула, затянула поясок потуже и понесла всё своё прошлое в мусорницу. Справилась в три захода. Управившись, стояла у подъезда, смотрела на окна без мыслей, обречённо.
— Машенька! Что ж вы делаете?! – старуха соседка всплеснула руками, выходя из подъезда, — После сорока дней только можно выкидывать! А лучше позже, и бедным раздать.
— Здравствуйте! – кивнула равнодушно, но домой неслась через две ступеньки.
— Я больше не Мура! Я Маша! И теперь всё сама!
Лето в Эстонии проходит быстро. Кажется, пришла в себя, нашла рекламу «Продаём и покупаем недвижимость». Решила купить дачу. Куда ещё деть свою нежеланную свободу? Виделись Муре стройные грядки, гамак между двух узловатых деревьев-уродцев, стол на веранде, камин. Осенью обязательно хризантемы! И чтоб листья жечь под серым небом в октябре. Чтоб закрывать дом на зиму, кутать розы еловыми ветками, увозить неподъёмные сумки с помидорным летом в банках. Ткнула пальцем в объявление, договорилась о встрече и поехала с двумя пересадками. Риелтор Надя оказалась женщиной под два метра ростом, пышной, в пиджаке не по погоде. Она улыбнулась картонно-наигранно:
— Здравствуйте! Здравствуйте! Меня зовут Надежда. Сейчас всё покажу и расскажу. В этом садовом товариществе на продажу три участка, один другого краше. Прогуляемся? Мура вздрогнула. Её не пугали большие, громкие люди, но, всю жизнь проработав в библиотеке, она привыкла к шепоту, к шороху, а не к крику. Да и муж не считал нужным её общение с кем-то ещё. Зачем всё это? Он звал её Мурой. Познакомились на танцах под «Депеш мод». Она маленькая, худенькая, волосы в колосок заплетены, он высокий, белёсый в форме курсанта мореходки. Андрес прошёл тогда сквозь толпу, протянул ей руку и закружил в вальсе, невзирая на быстрый хит.
— Как вас зовут? — шептал он почти без акцента, лишь едва заметно растягивая гласные.
— Мария.
— Вы знаете, это моё любимое имя. Моя бабушка была Мария. Она училась в классе, где было пять Марий. Такое было модное имя. Но всех звали по разному: Маша, Маня, Муся, Маруся, Мура… Можно я буду вас звать Мурой?
И она стала Мурой. А Наде риелтору она протянула руку и представилась: «Маша». Надя позвала за собой:
— Пойдёмте, здесь недалеко. Дорожку чуть развезло, дожди были. Вот сюда. Участок так себе.
Старушка-хозяйка запустила.
Она сняла навесной замок с калитки, женщины прошли на участок, огороженный в живой изгородью. Маленький домик в одно окно моргнул, встречая гостей. Мура кивнула ему, и он встрепенулся, качнул сиренью по бокам крохотной веранды. Громкая Надя объявила:
— Это вам для сравнения. Другие дачки получше, пообихоженней.
Но Мура молча пошла к домику, оглядываясь по сторонам. Два дерева рядом у изгороди – туда бы гамак повесить. Чёрные проплешины земли на месте бывших клумб и грядок.
— Сюда клубнику, а сюда цветы… — это было уже вслух.
— Ой, бросьте! Тут работы непочатый край! Или у вас муж-любитель?— засмеялась риелтор.
Мура повернулась к ней, стоя в шаге от веранды.
— Мужа нет, Наденька. Умер недавно. Думаете, сама не справлюсь? А вы бы справились? — Ээмм… я то – да. У мамки хозяйство было: куры, утки, даже порося, — зачем-то начала рассказывать Надя,— мы с брательником… Мура поднялась на ступеньку веранды:
— Наденька, у вас есть ключи от дома?
— Есть, конечно. Но что там смотреть? Пойдёмте, я вам другие участки покажу.
Покупательница тронула потемневшую балясину веранды, застыла, прислушиваясь, ветер плёл свою музыку в далёких деревьях. Надя, едва не задев её локтем, отпёрла дверь:
— Старьё это все. Хлам! Выкинуть!
Прихожая с метр, на полу у стены большие мужские кирзовые сапоги и маленькие женские тапочки. Кухня с печкой, за кухней комната, раскладной диван с протёртой от раскладывания линией по стене, стол и сделанная вручную этажерка для книг. Книг много. Они пожелтевшие и распухшие. На столе вазочка. На окне тюль. Мура спросила:
— А печку в камин можно переделать?
Надя пожала плечами:
— Всё можно. Дымоход же есть. Но зачем? Я вам другое покажу! Там всё есть: и камин, и печка. И участок больше.
— Наденька, а если тюль убрать, то завтракать можно здесь, и сирень будет мокрая в окне.
— Мокрая? Комары же будут. Тюль убрать — солнце. Маша!
Мура взяла книгу с полки, раскрыла. Надя замерла. Маленькая женщина, отвергая всем своим видом моду, прогресс, права женщин, равноправие полов, карандашным эскизом в одну линию застыла в маленькой комнатке. Села на разложенный диван, положила ногу на ногу, и, сцепив кисти рук в кольцо, вдела в него колено:
— Вам не трудно тюль отодвинуть? У печки есть стул. Присядьте на минутку, пожалуйста.
Надя отдёрнула занавеску, принесла стул, пошатала его, сомневаясь в устойчивости, села.
Пожалела, что не взяла из машины папку. Папкой можно было отгородиться от странной Муры. Без папки пришлось сесть ровно, скрестить руки, спрятав ладони на талии.
— Наденька! Вы посмотрите какой подоконник! Он такой широкий, что на нем можно сидеть. Я буду в дождь сидеть на нём и пить чай. Или кофе. И читать. Или просто смотреть на дождь. Вы любите смотреть на дождь?
Надя хмыкнула неопределённо.
— Можно я с вами поговорю? – спросила Мура, — Мне, если честно особо поговорить не с кем.
А здесь так уютно, и вы такая милая…
Надя кивнула, не найдя нужных слов, подумала: «А тётка-то совсем ку-ку, потерплю минут пять и до свидания».
— Вы мне маму мою напоминаете, — продолжала Мура, — она была такая же шикарная женщина, как вы. Может, чуть выше на пару сантиметров, и блондинка. А вы брюнетка. Она в деда моего пошла. Дед-сибиряк. Кулаки — во! С голову величиной. Басом говорил. А пел как! – Мура заулыбалась.
Надя вцепилась в неё взглядом, нахмурив брови, но та не замечая, продолжала:
— А папа, наоборот, субтильный был, ручки-веточки, я в него. А любили друг-друга! За мамой кавалеры толпами ходили. А папа их всех разогнал. Настоящий мужчина — слово-закон. Сказал «женюсь» и женился. Он, знаете, как ей предложение сделал? – Мура засветилась вся и прижала руки к груди, — До дома провожал и у самого подъезда сказал: «Люба, выходи за меня!» Маму мою Любой звали. А она ничего не ответила и домой убежала. Хотя, как мне рассказывала, уже влюблена в него была по уши. А вот такая была, нос задирала, повредничать любила, спуску не давала. А папа ей вслед кричит: «Не уйду никуда, пока не согласишься!» — Мура подалась чуть вперёд, неотрывно глядя на Надю.
И Надя под её взглядом почувствовала, что сейчас в этой истории произойдёт что-то важное, касающееся и Нади тоже.
А Мура продолжала:
— Дело зимой было. Холодина страшная! Снега навалило. Да и вечер уже, темно. На улице никого. Мама домой прибежала, даже ужинать не стала, всё думала, как завтра папе «да» скажет. А папа пол-ночи ходил у дома, имя Люба в снегу вытаптывал. Окна маминой квартиры на другую сторону выходили. Она и не видела. Она и подумать не могла, что он в такой мороз будет ночью ответа ждать и имя её в снегу вытаптывать.
Мура на мгновение замолчала. А Надя в этот момент увидела чёрную коробку дома с жёлтыми квадратами окон, синие тени на сугробах и молодого парнишку в очках и с шарфом, обмотанном вокруг горла. Она видела, как он дышит на пальцы, приплясывает, стучит ботинком о ботинок, чтоб согреться, и смотрит в окна, надеясь, что Люба выйдет. — Хорошо, что деду — маминому отцу, на работу надо было рано выходить. Он на руках будущего зятя домой принёс. Чаем горячим и самогоном отпоили, привели в чувство. Дед мой и говорит: «Ты, Любка – дура, а жених твой ещё дурнее. И никого дурнее, чем вы оба, быть не может! Так что, если ты Любка за него замуж не пойдёшь, то за другого я не отдам. Нечего нормальным людям жизнь портить!» Вот так сказал! Представляете? — Мура засмеялась тихонько.
Надя улыбнулась в ответ несмело. Перед её глазами огромный мужик тряс кулаком, а худенький мальчик, завернутый в одеяло, смотрел во все глаза на заспанную девчонку, и не мог ничего спросить, потому что зубы стучали. И от этой картинки перед глазами Надины пальцы, впившиеся в талию, расслабились и поникли, а в горле встал тёплый комочек, что не проглотить. И тепло от этого комочка побежало вниз до самых пяток.
— Так они и поженились. – Тень смеха Муры повисла в дачном домике. — И, знаете, я мамой всегда восторгалась. У неё была такая уверенность! Она всегда знала, что делать, и ничего не боялась. Вот вы мне её так напоминаете. Папа часто повторял, что женщин надо носить на руках, но свою жену он мог только поднять на минуточку, — Мура хихикнула, — А вы замужем?
Тёплый комочек оброс ледяными иглами и воткнулся в гортань Нади. Паренька в одеяле во внутренним её синематографе сменил Степан в семейных трусах за кухонным столом. Перед ним тарелка с омлетом и кружка с надписью «Лучшему папе».
— Да, замужем.
— И детки есть?
— Трое.
— Вы такая счастливая женщина! – Мура была кристально-честна, и именно эта её честность вытолкнула ледяной комок.
— Счастливая? — в Надиной голове промелькнул рефлекс «Заткнись! Она — клиент! Деньги потеряешь!», но Надю уже было не остановить даже рефлексами:
— Это мама ваша была счастливая! А для меня кличка «Оглобля» была самой нежной из всех кличек за всю мою жизнь! На мне Стёпка женился, потому что на мне пахать можно, а у его мамы хозяйство. А ей позавчера девяносто исполнилось! А я не хочу! Не хочу эту малину собирать! И огурцы! И банки катать! И работа у меня-не работа! «Шла бы я опять в бухгалтерию!» Надины плечи подскочили раз, другой, и по её лицу потекли слёзы.
— Наденька! — Мура прижала ладошки к щекам.
— Да что Наденька? Я ж деревенская. Со Стёпкой учились в одной школе. Он мне там все волосы повыдергал. Портфель мой сворует и в лопухи закинет. А я – бегай ищи! – Надя потёрла глаза руками,— А после школы разъехались. Я на бухучет, он на столярку. Я к родителям приехала и он тоже. Ну и подходит, говорит: «Давай поженимся что ли?» И родители мне мои поют: «Дают-бери, бьют-беги. Парень толковый». Поженились. И жили же вроде нормально.
— А вы его любили?
Надя полезла в карман, достала салфетку. Высморкалась:
— Да, наверное. Когда пацаны в дурака на желание играли, то самым страшным пожеланием было пойти Оглоблю поцеловать. Так любила ли я того, кто аж в жены взял?
Мура затихла, не отрывая ладоней от лица.
— А сегодня с утра он мне заявил, что женился, думая, что я пахать буду. А я его вот так обманула! — Надя отвернулась к окну и всхлипнула.
— А почему так сказал? Может со злости?— в Мурином голосе звенела всё та же честность, только печальная.
И её вопрос не оттолкнул Надю, а наоборот. Прочитав в нём неподдельное участие, она, может быть, первый раз в своей жизни не отмахнулась, не укрылась за папкой с надписью «Не влезай!
Убьёт!», а покорилась участию и ответила:
— Ясное дело, что от злости. Мама у него в деревне осталась. Ей девяносто. А до сих пор всё сеет и сажает. – Надя вздохнула,— Стёпка из большой семьи. Их семеро братьев и сестёр. Все поразъехались. Старший вообще помер, второй сын в тюряге сидит, а сестры своих детей понарожали — им некогда. А мой – младший. И живём недалеко. С нас весь спрос. Весной — посей, осенью — собери, летом — помоги. – Надя всё смотрела невидяще в окно, — Стёпка-то мой ездил. И я с ним. И дети. Но второй год, как сдала бабка, перестал, а меня гонит. У меня работа. Да и не понимаю я, зачем столько солений этих, варений. Гараж весь заставлен. Я выкидываю старое, а бабка: «Где банки?!»
Последнее Надя прокричала хрипло, подражая свекрови, туда в окно, где сирень и замолчала.
— Наденька, Стёпа с мамой очень близки?
— В смысле? А, поняла. Да. Он же младшенький. Его даже пороть нельзя было бате.
— А он к ней как?
— Как? Каждый вечер по телефону хоть пять минут, а поговорят, на выходных-то и по часу болтают. И о чём только?! А ездить я должна!
— Наденька!
Мура позвала её, и Надя повернулась, оторвалась от окна, сдалась ещё раз.
— А вы не думаете, что ваш Степан к маме просто боится ездить? Вы сказали, что она сдала сильно.
— Да. Ноги. Еле ходит. Давление. А что делать? Ей девяносто!
— Вот! А для него она мамочка любимая. И ему страшно от того, что она уйдёт скоро. Он боится увидеть, насколько ей мало осталось. Не хочет. Люди всегда бегут от того, что страшно. — Но я-то здесь при чём? — Надя попыталась, больше по привычке, забастовать, опровергнуть, но тёплый шарик вернулся.
Вспомнила похороны своей мамы, подумала, что отдала бы всё за возможность хотя бы пять минут видеть её живой.
— Смотрите что у меня есть! — Мура достала из ридикюля фляжку размером с ладонь, протянула.
— Один глоточек! Вы плакали — вам нужно!
— Что это? – Надя взяла кукольную, детскую фляжку, открутила пробку.
— Коньяк!
— Я же за рулём, мне нельзя.
— Вы плакали, вам можно!
Надя прикоснулась губами к горлышку, передала обратно. — Даже, если это и так, но он сказал… Мура замахала рукой, отпивая из фляжки:
— Забудьте! Он в сердцах. Он так не думает. Переживает, вот и сорвался. Уверена, когда вы домой приедете, он извинится.
— Он? Не умеет он извиняться. Он на мне женился, чтоб пахала. И с работой также. В лихие годы его мебельную фабрику прикрыли. А я бухгалтером работала. Брательник уезжал за границу, попросил квартиру его помочь продать. Я продала, и у меня будто дар открылся, — Надя усмехнулась, — всё улетало за хорошие деньги, а мне процент. На права сдала, машину купила. Стёпа свою фирму открыл, начал на заказ мебель делать. Зажили. И вдруг, спустя столько лет, оказалось, что мне в бухгалтерию обратно надо, что работа у меня — не работа, и риелтор — слово ругательное.
— Так всё правильно! — Мура всплеснула руками. — Он же хозяином был, а вы его с трона подвинули. Вы же всё поправили, а не он. Так?
— Допустим.
— Обидно парню! Вы вместо него хозяином стали. Вот и бесится.
— Бесится он от того, что не любит меня. Чтоб ни сделала, всё плохо.
— А вы ему говорили, что его любите?
— Я? — Надя выпрямилась в струнку от обиды— «Как же она и не говорила?!» — Опять набежали слёзы. — Но я ж ему … и на работу с собой поесть, и дома завтрак. И куртку купили дорогую зимнюю, а мне носить было нечего. И с аппендицитом лежал, я ж, как собака, два дня из больницы не выходила.
— А он?
Надя поняла, что от неё хочет Мура, и зачастила, всхлипывая, и светло улыбаясь между всхлипами:
— А он. Он какао-бобы на судно грузил зимой в мороз перед свадьбой. Я машину с куклой хотела. Руки сбил так, что обручалку еле надели. А старшим беременная… он же…
Надя сгорбилась, упав на колени лицом, ничего больше не боясь и не стесняясь. Рыдала совсем по-детски, вымывала из себя комочки. Мура не подошла, не обняла, не успокоила. Дождалась пока Надя сядет ровно.
— Наденька! — сказала Мура, — Я хочу купить эту дачу. Я хочу пить чай или кофе на подоконнике с этими книгами, — Она кивнула на самодельную этажерку,— и чтоб сирень была мокрая в окне.
Надя пыталась скрыть всхлипы, закусила кулак.
— Вам, Наденька, мы купим вольтеровское кресло вместо этого стула.
Надя всхлипнула очень громко, кивнула и вся засветилась изнутри.
— Или… его же сможет Стёпа смастерить! Конечно! Он такой мастер! Маша! Он что угодно!
Мура встала с дивана:
— Поехали тогда. Я покупаю. Оформим документы.
Сели в машину. На переднем сидении долго регулировали ремень, не согласный с тем, что такие малышки бывают взрослыми и им не требуется детское кресло. Подписали, что смогли. Позвонили нотариусу, договорились на следующей неделе. Расставались. Мура вышла из машины. Наклонилась к Наде:
— Вы Стёпе скажите…
— Ой, – Надя вспомнила, — Вы же хотели о чём-то поговорить!
— Пустое всё. Потом!
Надя кивнула, тронулась с места, ехала, переключаясь с реальности за лобовым стеклом на картинки: мальчик в очках в одеяле, обмороженные, битые пальцы. Вошла домой. Прихожая была тёмной. Прошла на кухню. Степан сидел за столом. В руке мобильный.
— Ты где была?
Надя опустилась рядом, положила руки на стол, а на них свою голову, повернулась к Степану, сказала спокойно:
— Я была на работе.
— Да-да. А я как пёс тебя здесь жду..
— Я люблю тебя, Стёпка, — сказала Надя.
И он вспыхнул весь!
Ей стало тепло. Всей. От макушки до пяточек.
— А ты меня?
— Вот же ж дура! Люблю!
— Правда? Не врёшь? – Надя спросила, чтоб повредничать.
Потому что то, что исходило от Стёпы, было кристально честным.
Дача
Сообщений 1 страница 28 из 28
Поделиться12024-09-17 20:23:44
Поделиться22024-09-17 20:24:42
Хотелось бы чтоб Шелл и Федора прокомментировали.
Дописала я Текст
Поделиться32024-09-18 06:58:01
Хотелось бы чтоб Шелл и Федора прокомментировали.
Дописала я Текст
оу))) Это не продолжение? Окончательный вариант? Щас поработаю чуток, и прочту
Поделиться42024-09-18 08:20:12
Замечательный рассказ. Законченный. Даже если будет продолжение, то эта часть выглядит вполне себе закончена.
Многие отрицают психологизм в литературе. Только не я) Рассказ прямо пронизан этим самым психологизмом. Давно я не читала подобного. Даже смешение времен глаголов (в основном прош.вр. соверш., несовершен., продленного действия) играет огромным плюсом, придавая объемистости рассказу. Здорово! Мне рассказ понравился.
Поделиться52024-09-18 10:58:25
С самых первых строк автор создает такую тягучую, размеренную атмосферу перечислением глаголов: улыбалась, била, вытиралась, предлагал, усадил. Нет кучи прилагательных – читатель не отвлекается на описания, сосредоточен только на действии. Такая клиповая картинка получается: смена кадров. Образность создается сравнениями – они по большей части очень авторские, но наглядные, яркие)))) Почему она из гангстерского фильма? Кладбище в нежной ряске сосен. Как муку о передник. Задеваются все органы чувств: вкус: водка утром – фууу, осязание – мы можем почувствовать грязь, прилипшую к руке, горячая вода, обоняние: запахи одежды. Это хорошо работает, читатель даже невольно проникается.
Мне кажется, что очень правдоподобно передано переживание горя: отчаяние, желание занять себя механическими действиями, планы на будущее, исповедь, надежда.
Вторая часть рассказа в отличие от динамичности первой части – вся про чувства, обиды, интересный прием.
А еще у меня возникла фантазия, что рассказ Маши про историю своей мамы и реакция на него Нади – это чего автор ждет от читателей данного произведю)))) Мы как Надя должны увидеть, расслабиться, поверить и, в свою очередь, вспомнить историю своей любви)))
Рассказ о том, как small talk малознакомых людей перерос в прием у психолога)))
— Вы плакали, вам можно! – это я утащу себе, с позволения автора))))
Минус один: начали про Машу, закончили Надей. Я бы добавила, что Маша на след день накупила на WB саженцев, засадила огород морквой и жила долго и счастливо, это я утрирую канеш. В общем, хоть слово про Машу в финале. А так рассказ самобытный, верность авторскому стилю прослеживается, и это очень хорошо.
Поделиться62024-09-18 11:11:05
Да, у Марии очень живые рассказы.
- Подпись автора
Z
Поделиться72024-09-18 11:20:55
В общем, хоть слово про Машу в финале.
А зачем? Будет масло масляное. Про Машу все-все уже рассказано-показано, ее образ вышел цельным.
Поделиться82024-09-18 12:29:12
А зачем? Будет масло масляное. Про Машу все-все уже рассказано-показано, ее образ вышел цельным.
это да,но ее история ж как-то повлияла на Надю, это мы видим, а как на Машу Надина история подействовала? Рассказ-то про Машу вроде. Ну по мне так гештальт не закрыт, что скажет автор, подождем)
Поделиться92024-09-18 13:14:15
Я не знала, а оказывается в литературе существует " символизм". Так вот дом, в данном случае - дача- это гроб. И задача была, раз уж я запихала Муру в гроб, запихнуть туда и Надю. И выйти оттуда они должны вместе.
Мура пережила смерть мужа. Она уже не сможет ничего изменить. Ей теперь самой надо измениться. Она становится Машей. Её помощь Наде и ей самой тоже помощь. Она же хотела выговориться, а получилось, что больше слушала.
Поделиться102024-09-18 13:17:53
#p494993,Диана Б. написал(а):А зачем? Будет масло масляное. Про Машу все-все уже рассказано-показано, ее образ вышел цельным.
это да,но ее история ж как-то повлияла на Надю, это мы видим, а как на Машу Надина история подействовала? Рассказ-то про Машу вроде. Ну по мне так гештальт не закрыт, что скажет автор, подождем)
По себе сужу. Когда мне было очень плохо, я купила собаку из Белорусского приюта. Ему было ещё хуже, чем мне. Меня это спасло. Мура слышит историю Нади и понимает, что хоть Степан и жив, но Надя несчастна. Очень несчастна.
Поделиться112024-09-18 13:29:47
Я не знала, а оказывается в литературе существует " символизм". Так вот дом, в данном случае - дача- это гроб. И задача была, раз уж я запихала Муру в гроб, запихнуть туда и Надю. И выйти оттуда они должны вместе.
Мура пережила смерть мужа. Она уже не сможет ничего изменить. Ей теперь самой надо измениться. Она становится Машей. Её помощь Наде и ей самой тоже помощь. Она же хотела выговориться, а получилось, что больше слушала.
ну это очень скрытый символизм тогда)))) я думала о том, что дом может символизировать, но чтоб гроб Маша вроде не валялась в депрессии, и помирать не собиралась, а наоборот, действовала. Вообще у меня какое-то более оптимистичное впечатление о доме сложилось, ГГ собирался там даже чай пить и сирени разглядывать. То есть Маша Нашла чела, которому тоже херово, вытащила из него признание и в конце у них с супругом хеппи-энд. А тогда Маша где?
Поделиться122024-09-18 13:39:58
Замечательный рассказ. Законченный. Даже если будет продолжение, то эта часть выглядит вполне себе закончена.
Многие отрицают психологизм в литературе. Только не я) Рассказ прямо пронизан этим самым психологизмом. Давно я не читала подобного. Даже смешение времен глаголов (в основном прош.вр. соверш., несовершен., продленного действия) играет огромным плюсом, придавая объемистости рассказу. Здорово! Мне рассказ понравился.
Спасибо большое. Во временах я плаваю случайно. Раньше пыталась чистить, сводить к одному. Но бросила эту затею.
Продолжения все таки наверное не будет. Меня этот рассказ вымотал. Столько нервов на него ушло.
Поделиться132024-09-18 13:43:24
#p494996,Федора Михайловна написал(а):#p494993,Диана Б. написал(а):А зачем? Будет масло масляное. Про Машу все-все уже рассказано-показано, ее образ вышел цельным.
это да,но ее история ж как-то повлияла на Надю, это мы видим, а как на Машу Надина история подействовала? Рассказ-то про Машу вроде. Ну по мне так гештальт не закрыт, что скажет автор, подождем)
По себе сужу. Когда мне было очень плохо, я купила собаку из Белорусского приюта. Ему было ещё хуже, чем мне. Меня это спасло. Мура слышит историю Нади и понимает, что хоть Степан и жив, но Надя несчастна. Очень несчастна.
Клин клином))
Бывает, это работает!
- Подпись автора
Z
Поделиться142024-09-18 14:10:12
Маша вроде не валялась в депрессии, и помирать не собиралась,
У нее депрессия началась, еще когда ее муж был жив. Вспышка агрессии, вернее все то, что она должна была ему сказать, выместилось на сборе и выбросе его одежды. Но это совсем не то, как если бы она восстала. Ну, это я так увидела. Сломал он ее почти. Вокруг нее - дождь, хлипкие деревца, меж которых гамачок, мокрые ветки сирени за окном, малюсенький замшелый домик и разбухшие старые книги. Не "выйдет" Маша оттуда. В тексте даже намека на иное нету.
С Надей получше ситуация будет. Она в отличие от Маши еще сопротивляется. И у нее трое детей. Только с мужем, думаю, она разведется. Не сейчас, так потом. Он в ней упорно видит маму (свою), Надя пусть и деревенская, но со своим умом. Уж кто-кто, а она в "гроб" не свалится.
Поделиться152024-09-18 16:00:08
Неудачный брак может сломать любого. Вне зависимости от пола.
Куча сломанных мужчин и женщин.
А вот удачный брак союз может и восстановить сломанные судьбы.
Отредактировано Ckazka (2024-09-18 16:01:52)
- Подпись автора
Z
Поделиться162024-09-18 16:00:51
Хорошие слова: дача и удача!
- Подпись автора
Z
Поделиться172024-09-18 16:40:33
нее депрессия началась, еще когда ее муж был жив.
а да? В чем это усматривается?
Поделиться182024-09-18 17:29:01
А может муж был всем для Муры? И вещи она выкидывать, чтоб ничего больше не напоминало о нем? И Дачу она по этой же причине покупает? И хочет именно такую заброшенную, хотя Надя ей предлагает посмотреть другие " пообихожанней ". А Маши как таковой ещё и нет. До этого она растворялась в муже, теперь вытаскивает Надю, восстанавливать собирается дачу.
Поделиться192024-09-18 20:09:28
А может муж был всем для Муры? И вещи она выкидывать, чтоб ничего больше не напоминало о нем? И Дачу она по этой же причине покупает? И хочет именно такую заброшенную, хотя Надя ей предлагает посмотреть другие " пообихожанней ". А Маши как таковой ещё и нет. До этого она растворялась в муже, теперь вытаскивает Надю, восстанавливать собирается дачу.
Ну, довольно распространённая ситуация. Жена - тень мужа. Или наоборот. Кто кого первый подавил, тот и...
Можно и без конкретики обойтись.
Или просто спросить у женщины, получала ли она от мужа цветы, настоящие, с чувствами. Была ли она оболаскана мужем. Была ли зацелована. Обогрета, накормлена, напоина и т.д.
И все тоже самое можно спросить у мужчины.
Я уже комментировала первую публикацию рассказа и заметила, что супруги жили, как звери, как скоты. Ни ласки, ни заботы, ни тепла, ни понимания, ни нежности. Только бытовуха, угрызения друг друга и пр. Почему так? Есть несколько и может связанных между собой факторов:
1 - банально звучит, но недостаток денег, когда упахиваются и уже на большее что-то сил, ресурсов нет. Но может и излишнее богатство сказаться негативно на отношениях
2 - бедность духовная, недостаток терпения, мудрости и т.д. Хоть излишняя терпимость может привести однажды к краху отношений
В общем, все это...
Одна наша родственница после смерти мужа в один миг все продала. К сожалению, жила в какой-то степени в тирании. Ну и любовник у неё был ещё в браке.
Отредактировано Ckazka (2024-09-18 20:10:07)
- Подпись автора
Z
Поделиться202024-09-18 20:23:32
У нас учат терпимости, терпению.
Но часто женщины становятся заложницами. Они уже не понимают, не осознают границ терпения.
Что можно, а что уже никак терпеть нельзя. Опять же это вопрос зрелости. Ощущений.
Та, которая не уловила границ, пропустила через себя то, что пропускать нельзя было - это путь к краху, разрушению.
У Нади были проблемы. Отложение камней на физическом уровне может привести к смерти между прочим. Мура понимала, что давно пора дробить и вытаскивать эти камни.
Ощущения - залог здоровья. Где какие перекосы в здоровье физическом и душевном женщины способны отследить.
- Подпись автора
Z
Поделиться212024-09-18 20:24:53
Ну и мужчины тоже способны отследить))
- Подпись автора
Z
Поделиться222024-09-18 20:47:15
Всем недобрый вечер.
Очень приятно быть званной на рецензию.
Итак.
К моему некоторому удивлению автор снабдил рассказ предысторией, хотя очень хотелось продолжения с Мурой. Но когда автор следил за конъюктурой?
"Я тебя породил, я тебя и убью!", - сказал автор и написал приквел. Со смертью, со сломаной судьбой, с параличем всего духовного. Это было бы классно, если бы это было впервые. Но увы, это просто типичный авторский конек. Да, это мастерски. Но читать из рассказа в рассказ про боль слезы и "сука, как же жесток этот мир!" становится скучно.
В первой "Даче" у Муры была своя магия. Свой свет - теплый, ласковый, позитивный.
Вторая "Дача", открыв весь её кошмар, зачеркнула магию, поменяла знак у позитива, и свет добрый теперь только в отношении. Т.е. не Мура такая вся неземная, а просто в сравнении с Надей у нее полный швах. Это, как мне кажется, несколько обесценило рассказ.
В остальном, для любителей драмы - отлично.
Отредактировано Шелл (2024-09-18 20:52:46)
- Подпись автора
"Не противься злому"
( Матф., 5:39.)
Поделиться232024-09-18 21:02:09
Всем недобрый вечер.
Очень приятно быть званной на рецензию.
Итак.К моему некоторому удивлению автор снабдил рассказ предысторией, хотя очень хотелось продолжения с Мурой. Но когда автор следил за конъюктурой?
"Я тебя породил, я тебя и убью!", - сказал автор и написал приквел. Со смертью, со сломаной судьбой, с параличем всего духовного. Это было бы классно, если бы это было впервые. Но увы, это просто типичный авторский конек. Да, это мастерски. Но читать из рассказа в рассказ про боль слезы испа "сука, как же жесток этот мир!" становится скучно.
В первой "Даче" у Муры была своя магия. Свой свет - теплый, ласковый, позитивный.
Вторая "Дача", открыв весь её кошмар, зачеркнула магию, поменяла знак у позитива, и свет добрый теперь только в отношении. Т.е. не Мура такая вся неземная, а просто в сравнении с Надей у нее полный швах. Это, как мне кажется, несколько обесценило рассказ.
В остальном, для любителей драмы - отлично.
Спасибо за рецензию. Это в принципе и есть работа над рассказом. И таких доработанных у меня аж целых три штуки. )
Мне и самой больше нравится писать новое, чем переделывать.
Поделиться242024-09-18 21:36:35
Это в принципе и есть работа над рассказом
Если взять Диану Б., как человека, не читавшего первую "Дачу", то можно сказать, что доделка оказалась успешной.
Она отметила целостность рассказа, его глубину, психологию.
Но лично на мой вкус - все слишком предопределено. В первой "Даче" была недосказанность, и она давала расправить крылья воображению. Я вообще люблю магию в творчестве. Считаю это особенным даром писателя - творить её.
- Подпись автора
"Не противься злому"
( Матф., 5:39.)
Поделиться252024-09-19 05:37:50
А может муж был всем для Муры? И вещи она выкидывать, чтоб ничего больше не напоминало о нем? И Дачу она по этой же причине покупает? И хочет именно такую заброшенную, хотя Надя ей предлагает посмотреть другие " пообихожанней ". А Маши как таковой ещё и нет. До этого она растворялась в муже, теперь вытаскивает Надю, восстанавливать собирается дачу.
может быть, но это все понято из объяснений автора, а не из текста, как должно было быть. Я не читала первую Дачу, не знала, что это приквел, и голые страдания, без какого-либо действия реально похожи на излитие души у психолога. Но тот за это деньги получает
Поделиться262024-09-19 07:42:57
Если взять Диану Б., как человека,
Подожжжи, подожжжи, не спеши, ща я видеокамеру достану из закромов, неплохое хомвидео выйдет
Поделиться272024-09-19 10:03:08
#p495024,Мария написал(а):А может муж был всем для Муры? И вещи она выкидывать, чтоб ничего больше не напоминало о нем? И Дачу она по этой же причине покупает? И хочет именно такую заброшенную, хотя Надя ей предлагает посмотреть другие " пообихожанней ". А Маши как таковой ещё и нет. До этого она растворялась в муже, теперь вытаскивает Надю, восстанавливать собирается дачу.
может быть, но это все понято из объяснений автора, а не из текста, как должно было быть. Я не читала первую Дачу, не знала, что это приквел, и голые страдания, без какого-либо действия реально похожи на излитие души у психолога. Но тот за это деньги получает
А зачем объяснять голые страдания. Муж умер. Это трагедия. Реакция на неё у Муры такая. Тут можно об их отношениях догадываться что угодно. Но то, что она этой смерти не рада-точно.
Поделиться282024-09-19 11:06:52
Потому что то, что исходило от Стёпы, было кристально честным.
То есть и Стёпу "очистили"/прочистили каналы))
Да, камни в организме ни к чему хорошему не приводят. А огромные на дно тянут и топят.
У меня своя техника борьбы с камнями. Я ими рисую. Акварель (многие красящие элементы) - это каменная пыль. Всё очень гладко, ладно, и красиво. Я убила двух зайцев одним выстрелом/техникой. Спаслась от сушки/засухи душевной и раздолбала в пыль камни))
В литературе, сушка и камни тоже такое себе, мало кем перевариваются и терпятся.
А Мария даёт живое слово! Животворящее!
Отредактировано Ckazka (2024-09-19 11:09:06)
- Подпись автора
Z