16 мая 1976 года
«Ахтынские новости сообщают: В Литуфьевом районе пропал мальчик, трёх с половиной лет. Чох Димитрий. Редкие свидетели утверждают, что ребёнка в лес увёл высокий мужчина в медвежьей шубе. Недельные поиски не дали результатов…
Староверы утверждают, что на такие шутки способен только Йови…»
На одном берегу двух рек
Жили у бабуси, брат Илья и Кузя.
Тот что белый был – Илья.
С сединою – Кузя – Я!
Село наше огромным мы считали – целых четыре двора. Это, правда, уже опосля. А по началу, как только дед сюда отца принёс, так они всего один дом рубили.
Выбрали пригорок по ширше, так чтобы село, которое здесь зародиться, всё поместилось. Это они себе так мерковали – мечтали значит. И правильно смерковали!
По позже ещё три дома срубили. Это уже, когда дед отцу девицу в лесу отловил – грибницу. И как стали они жить на троих, так отец себе новый дом и справил. Ну с дедовской, конечно помощью.
Деваха прижилась и даже в скорости понесла.
Богато жили. А да и чего мужикам надо ти?
Река большая, рыбная. Весь бугор рыбарями уставлен.
Что рыбарь то такое? Да просто вкопанный кол во дворе, весь утыканный сучками да ветками и на каждой две три рыбины вялится. Рыбарей у дома скок хош выставляй. У нас коло сотни было. На всю зиму хватало, да ещё оставалось к весне так, что в печи жгли. Хлеб с ароматом пекли. Праздничный. Ну это правда опосля. Как грибница у них прижилася.
Погодь. Что ты всё, да с расспросами? Сам всё скажу. Что скакать со двора да через перетень.
А он опять. Перетень – забор, по-твоему. Длинну ветку между кольев перетянул, да в длину скока надо довёл.
Двор значится перетянул – от зверья дикого спас.
Да что ж ты всё неуёмный такой? Кажи о чём, о том и будем судить пересуды…
13мая 1976 года
«Ахтынские новости сообщают: В Литуфьевом районе местный люд заметил Йови. Следы оставленные вдоль берега реки резко обрывались у слияния рек. Видимо огромный, тёмной шерсти Йови кинулся в реку и был таков. Ловить его не пытались, но по просьбе местной милиции сфотографировали отпечатки на влажной почве. Размеры поражают» …
Дед
У-у! Загнул, милай! Тут мало что скажу. Давно дело было. Почитай две жизни прошло, всё быльём поросло. Столько в жизни всего и моей то было, что те уж и забываться начали…
Вот возьми хотя б, как вы до нас добирались…
А! Да. Дед!
Не сказывал он нам, по каких причин сюда ушёл. Только знаю, что сюда пришёл с моим отцом, когда тому пять зим ещё не было. Солцеворот лишь на весну повернул. Как снега сошли, так они здесь и оселились. Строиться начали. А вообще тяжело дед ушёл. Инструмента нет, лишь малец на руках. Но силища в его руках была неимоверная…
Как-знаю-то? А ты на избу гляди. Сосны то он в одиночку валил, обдирал да в стены укладывал.
Смогёшь сам такую сосну заломать, да на плече на стену воздвигнуть?
Да ну тебя. Слушай молча. А я почём знаю? Не было тут никого. Сам всё, да малец при нём. Ну нет.
Землянку под пригорком рыли. Ещё и сейчас на том месте ямище огромная. Дед то на две головы выше отца был. Да весь как зверь, заросший.
Это он отца только баловал. Уйдёт бывало на пару-тройку дней. Приносит значит зверя на добычу, да холстов льняных и кутает отца в эти обрывки.
Опять ты. Рвал холсты на обрывки и в них отца кутал. То всё по первах было.
Охотой жили, рыбой. Всего было. Сытно и привольно жили. Зимними, долгими вечерами орех грызли. Из грибов, сухих ягод и семян толокушу делали. Вот, вот. Сам додумался. Гриб сухой с семенами, ягодами перетирали, орехом умасливали да водой заливали. Устоится коли – ешь, за ушки не оттянешь. Мясо да рыбу вяленую вдоволь имели.
Нет. Дед огня не имел, а потом и не любил. Всё натуральное ели.
Это уж потом, когда матушка завелась, она то свои порядки и кушанья принесла.
Но погодь. Я тебе ещё пару слов про деда кажу.
Была у деда тайна. Мы её по сей день не открыли. Но запрет имеем.
Дед как сказку нам передал, но запрет исполнять велел неукоснительно.
Тебе чуток расскажу…
О1 апреля 1976 года
«Ахтынские новости сообщают: В Литуфьевом районе Йови напали на охотников. Когда сын с отцом пошли в лес на медведя и выследили его берлогу, уже собрались рогатиной удавить косолапого, два огромных Йови разбудили дикого зверя. Медведь выскочил из берлоги и не трогая стоящих рядом Йови, кинулся за охотниками. Тем повезло что третий из охотников находился в лодке, и они все быстро отплыли от берега. Медведь их не догнал. Так они и вернулись в посёлок без добычи.»
Короткая сказка
Было то али не было, жил парень с девахой. Хороводились.
И вот раз ушли они в лес запретный. Уединились значит.
А их с детства этим лесом пугали. Вот ушли они значится в лес, до самой горы, а там нора большая, от зверья дикого.
Поглядели округ, оглянулись. Да посмеялись над страхами старейших. Никого кругом, ничего. Забрались значится в нору зверью и полюбилися.
К вечеру в опчем лишь и вышли. Да не узнают вокруг ничего.
Дорогу домой найти не могут. Сели сидят, думы думают.
За реку ходили – нет никого. Ни родни ни селения. Правда попадались им кто-то, да не поняли кто они. Возвернулися к норе. А тут ветер, дождь, гром и моланьи пыхают во все стороны. Решились в норе переждать.
Девицу дед вперёд пропустил, как водится. Тут как громыхнуло и небо на землю свалилось и деда с ног сбило.
Упал дед на колени, а когда поднялся, глядь – а гора-то вся целая. Нет норы зверя никакой.
Как не бил дед скалу, какие ямы вокруг не рыл. Нет ничего и никого. Пропала и нора, и девица его возлюбленная.
Вот и стало это место страшное - табу!
Хоть дед и все сосны повыдёргивал, по дороге к скале, и сам туда часто хаживал, но нам строго на строго приказал не подходить к скале дивной. Я сам её лишь издали видал. Серая и не уютная. Но не хаживал, дед не велел. Вот и всё что я за деда сказать могу. К матушке перейду…
24 июня 1994 года
«Ахтынские новости сообщают: В Литуфьевом районе Йови напали на девушек, вышедших в лес по грибы, ягоды. Такую мысль высказал глава района, после пропажи восемнадцатилетней Настасьи Почечуй. Девушка так и не была найдена. Хотя некоторый староверы утверждают, что это леший и кикиморы увели девушку в лес. Так как день сей отмечен народником – Ивана Купала. Сказки нашего времени. Скорей всего утопла в болоте.»
Грибница с умом
Рос отец крепким и здоровым. Одна лишь разница у него с дедом была. Дед как зверьё в шубе, а отец голый и так мёрзнет, что в лоскуты заворачивается.
Как подрастать начал, дед выучил мальца на рыбалку с тыком ходить. Это кол такой, прямой и острый, что кидаешь в реку, а за край тянешь, а на острие одна, две рыбины проткнутые.
Позже на охоту с рогатиной да копьём бегали. Чо бегали то? А ты зверьё так близко не приманишь чтоб убить. Догнать надобно, рогачом к земле прижать, да удавить, чтоб не сбежало, а уж дома ножевать да на усушку. Это если крупный зверь – мелкого, то копьём били.
Но вот пришло время, когда отец, как дед зарастать волосьём начал. На деда всё больше походить стал. Но тут сомнения и грусть на отца напали.
Дед хоть и выжидал время, но тоже не промах был. Понял по своему отцову кручину и на неделю в леса ушёл.
Вернулся с добычей большой. Заставил отца всё разделывать. Весь общий труд на одного свалил, да ещё и указал чтоб рыбарей с уловом столько новых установил, сколь пальцев о двух руках.
Обиделся отец, но ослушаться не решился. Принялся за работу.
По утру в лесок не далече сбегал. Кольев с сучками наломал да на пригорок наш снёс. Ямки вскопал да рыбари установил. Остальной день добычу разбирает, да вывешивает. На второй день рыбалкой занялся. Столько работы переделал, что не погрустить и времени не осталось.
Да только дед ушёл не на прогулку вовсе. Его возвращение издаля слышно было. Ибо над лесом визги и крики стояли звонкие.
Принёс значит дед свой плаксивый улов, в лоскуты замотанный и прямо в избу. Отец с копьём следом бежит. Посмотреть и помочь значит. А дед возьми копьё, да и выйди вон с избы, да ещё и дверь с наружи рыбарём заготовленным подпёр.
Три дня и три ночи дверь не открывал. Сам спал в траве. Хотя с такой шубой, что ему сделается. А вот когда сын ему в двери стукнул – открыл дед.
Опять ты с расспросами. Веду всё по ходу я.
Дед девицу эту в лесу подобрал – когда грибы собирала. Вот и - Грибница. А за то, что умная – далее слухай.
И вышли сын с грибницею из дому уже парою.
Обрадовался дед. Запрыгал. Сына мнёт, невестку гладит. Обедом приготовленным, всех угощает.
А к вечеру опять молодят одних оставил. Сам к заветному камню отправился. Три дня грустил. Сидел в раздумьях.
Когда же к дому воротился и сына не узнать и в избе порядки – переделки.
Грибница в оборот значится их хозяйство взяла.
Рыбари все рядками установлены, а не вокруг и где попало.
Мясо на ветках, да под стрехой (навес с крыши).
Рыбари, опять же, еловым лапником укрыты. Никакой гнус, мошка не содится, да и запах ушёл…
Сына деду тоже не узнать. Борода и волосы по плечи обскубаны, да и сам весь лосниться. По вечерам в реке купается. Хорошится.
Возрадовался дед. Возликовал. Не даром он в лес ходил.
А грибница не унимается. И отца, и деда на вечерней зорьке на входное бревно (крыльцо)усаживает, и мычать по-разному заставляет. А кто не то да не так мычит, того прутом по ногах стегает.
Тут правда дед вспылил и даже замахнулся на грибницу, да сын на отца встал. Заступился значит, за свою подругу.
Оскорбился дед на непонятное, да неподобное. Опять к заветному камню ушёл. А когда вернулся, заметил, что сын с грибницей мычат меж собой и понимают дрг друга без жестов. Понял, что не зря и не напрасны мучения. Стал с ними проходить учения.
Вот так в нашем селе говор объявился. Общение…
24 июня 1995 года
«Ахтынские новости сообщают: В Литуфьевом районе вновь видели Йови. Дикий снежный человек попался на глаза научным сотрудникам, которые проводили исследования на окраине села. В увиденное никто не поверил. Староверы утверждают, что это не спроста. Надо ждать новин и несчастий.»
Ещё новины
После говора, снова обнова. Отец мой уговорил деда второй дом ставить. По меньше.
Я уже говорил, что отец малорослый был по отношению к деду.
Ниже деда на две головы. Невестка тоже мелкая уродилась, и даже чуть ниже отца. В дедовых хоромах они как мураши копошатся.
Согласился дед. Мелкой сосны, как щепок наломал, да к свому дому стаскал. Отцу и осталось только что брёвна очистить да приготовить, а дед уж стены сам сложил, да накат сделал.
Хорошая изба вышла, да мелкая. Дед не вмещается, а невестка не нарадуется. И спокойствие для всех наступило, но не долгое. Опять у невестки проблемы. Потребовала холстин, да поболее. Дед принёс.
Потребовала ножи и топоры деревянные, сменить на железные. Да где же их возьмёшь?
А сама тут растёт – поправляется…
Днями грустит, да отцу жалуется что соскучилась она де, по родне своей, по сестрицам родным, да отцу с матушкой.
Стал отец деда просить – снести грибницу до дому.
Долго не соглашался дед. Очень уж понравился ему порядок да уход с едой и чистотой, что невестка вести в их селе стала.
Но всё же уломали его, но с условиями…
Тут вдруг новая загвоздка – не идёт одна грибница до дому. Только с женихом своим – отцом моим хочет.
Всполошился дед! На дыбки встал! За хворостину тоже схватился. Ушёл к заветному камню.
Да невестка втихую за ним. Не знала она запрета, что дед отцу завещал. Пришла. Встала в отдалении и смотрит. За дедом значит наблюдает.
Тот встал на колени, камень заветный ощупал со всех сторон, ища пещеру, а не найдя, облокотился на камень и задумался…
Побоялась невестка долго стоять. Домой побежала.
А когда дед вернулся и сказал о своём решении, поняла грибница что камент не простой и умные вещи подсказывать может. На путь истинный наставить.
Надо всего лишь встав на колени погладить волшебный камень, а потом сесть, облокотиться на него и ждать подсказки…
Дед же вынес вердикт! Из села выйдут все трое. На пол пути отца оставят. Ещё через пол оставшегося пути останется дед. А уж невестка сама в село пойдёт.
Дед будет ждать три дня. До назначенного часу, и если она не воротиться, то он подобрав по дороге сына, воротиться в село.
На том и порешили. Вышли…
02 октября 1995 года
«Ахтынские новости сообщают: В Литуфьевом районе вновь видели Йови.
Он прогуливался вокруг селений, и переполошил всех собак в округе.
Ахтынские новости сообщают: На дороге к Ахтынке, геологи подобрали девицу на сносях и доставили в фельдшерский пункт. Девица разродилась ребёночком женского полу. Но когда, по прошествии трёх дней хотели оформить акт рождения, сама роженица пропала вместе с ребёнком. Ни каких документов и следов, обнаружено не было. Видение???
Ахтынские новости сообщают: В соседнем с Ахтынкой селе Попры, на лесопильне пропали различные инструменты. Вину возложили на уехавших на промысел геологов. Но староверы утверждают, что это работа Йови! Хотя не объясняют, для каких таких дел, снежному человеку понадобились пила, топор и другие вещи».
Возвернулись
Сделано всё было, как и оговаривали, но ждал невестушку – не дождался. И даже более оговоренного сидел.
Побрёл раздосадованный дед домой. Хотел сына забирать, а тот не унимается. Ещё ждать собирается…
Да и плюнул дед. На охоту отошёл. Дал сыну ещё времени. А когда вернулся, то застал сына лежащего, в грусть тоску впавшего. Не желает идти и всё.
Поговорили меж собой, где словами, а где жестами, но до утра остались.
Да только ночи среди, услыхали шорохи и дыхание, а в дали свечение необычное. Обошли странное, посмотреть со стороны. А то окажись невестка прёт, да не с пустыми руками.
Короб-волокун в одной руке. Тяжеленный – сама еле тянет.
В другой руке – горшок диковинный, среди ночи светящийся. Да за спиной у неё – узелок висит, мирно сопящий…
Уставшая на кусок бревна присела, вздохнуть охнуть…
Возрадовался отец. На руки подхватил, да к реке понёс. Дед же короб и добычу позади тащит. Тоже радуется…
Дошли до реки – переправились. А тут до села рукой подать…
Придя же домой – опять не понятное… Потащила невестка свой мягкий, сопящий свёрток к заветному камню. Дед следом. Хотел было возмутиться, да увидел, что невестушка с почётом и уважением к камню подошла. Свёрток развернула да содержимое, что дитятей оказалось, к камню прислонила. Всем своим видом уважение выказывая.
Удивился дед обращению такому, и ничего не сказал. Домой возвернулся. В лес прогулялся, да принёс бревно особое, но, не сосновое и из него люльку соорудил и сыну отдал, чтоб тот дома приспособил.
Вот так наше село пополнилось и составило население из четырёх живых существ.
Акромя нового члена семьи, грибница принесла необычное новшество, живой свет и назвала его словом – «огонь». Потому как свет этот прекрасно ограждает от зверья дикого, от ночи тёмной, хранящей в себе страшные ужасности, да и от пищи сырой и сухой.
30 декабря 1996 года
«Ахтынские новости сообщают: В Литуфьевом районе давно не видели Йови. Приехавшие из центра учёные, обходили все окрестности, но так его и не встретили. Пропали все Йови!
Но как говорят староверы – это геологи своими исследованиями, да рытьём разных ям, распугали всех Йови и теперь в районе не осталось ни одной достопримечательности».
Начались у нас новые времена.
Теперь мы умели общаться между собой. Делать горшки из глины. В этих горшках готовили новую, необычную и вкусную еду. Мы научились считать, а потому мы начали своё летоисчисление от жизни камня мудрого.
Я тут говорю мы, забыв пояснить происходившее. За следующий год, грибница умудрилась прямо дома родить двойню. Меня и брата. Точнее его и меня. Он старше.
По этому поводу дед расстарался и воздвиг с отцом три избы, чтобы каждому, да по собственной.
Избы получились ровные. Без сучков и веток. Так как грибница в коробе-волокуше принесла много железных инструментов и обучила отца ими пользоваться. Теперь дома имели уже не накат, а настоящие крыши.
Был построен большой сарай, в котором хранились дрова для огня и все съестные припасы. Так что ни один лесной зверь теперь не мог их переполовинить.
Чудны дела наши в селении. Никогда ранее такого не бывало.
Вот так, живя между двух больших рек, через которые мог перебраться только дед (сильное течение и большая ширина), мы смогли построить истинно свой, обособленный мир.
Однажды над нашим миром пронеслось невиданное!!!
Оно гудело и гремело. Долго висело над домами, но потом всё же скрылось за облаками.
Своим грохотом и видом, чудище сильно всполошило жителей нашего села. Дед в испуге побрёл к священному камню. За советом.
Туда же, почти следом отправилась и матушка грибница с дочерью. Препоручив нас отцу, который обучал рыболовству.
Но сестра прибежала с ужасной вестью о пропаже деда, и мы кинулись в запретное место.
Матушка встренула нас заранее и поведала что дед прижался к камню и в миг испарился. Исчез.
Не поверил отец. Нарушил табу и дошёл до камня. А и правда. Закончились следы дедовы перед самым камнем. А в самом камне дыра с кулак, но она быстро заросла. Сначала как травой, а потом стала обычным камнем.
Исчез наш дед бесследно…
18 января 2000 года
«Ахтынские новости сообщают: В Литуфьевом районе новая пария геологов, прибывшая после праздников на изыскания утверждает, что видели у излучины реки некое поселение в котором видели людей. По просьбе предоставить снимки или хоть что-то, достоверное - ничего не ответили. Получается ничем не подтверждённая новость. Староверы уверяют что таких поселений быть в этих краях не может. Если только это не поселения Йови. Которых к сожалению, не видно в наших краях»
Возвращение
О милай. Да ты я вижу засыпаешь! Но уж закончу.
Ещё несколько лет мы прожили своим кланом. Матушка ходила каждое утро к камню. То ли в поисках деда, а может ждала ответа – как жить далее.
Мы с отцом или рыбачили, или охотились. Сестра была на хозяйстве. Иногда, правда для нас находилось развлечение. Мы по округе собирали валежник и пилой (настоящей, железной) вдвоём пилили дрова. Пила была уже старая, плохо пилила и издавала странные визгливые скрипы, а для нас это была весёлая музыка. Мы пилили и веселились под эти мелодии скрипа.
Но это случилось вновь. Огромная тарахтелка зависла над нами.
Сестра с матушкой в доме, а мы прямо тут, во дворе попадали и лежим как не живые. Сквозь грохот вроде как говорит кто, да не понять ничего. Да и кому тут кроме нас говорить.
Повисело это чудище над нами и скрылось. Тут и матушка вышла. Разодетая вся. В лоскутах новых. С сестрою к камню пошли ничего не говоря. А как возвернулись объявили:
- Пора всем собираться. Скоро большие изменения ждут наше село. Придут те, кто очень далеко. Такая им весть от камня пришла.
Засомневались мы, но промолчали. Просто на рыбалку ушли.
Но через несколько дней вернулись к этому разговору.
От реки пришёл отец, который проверял заводи (загон для рыбы), и сказал, что гул стоит на том берегу, а среди леса вроде такие же как мы ходят, только лоскуты у них зелёные и вида неопрятного.
Услыхав это, матушка взяла свою картину (смолой прилепленный к сосновой доске лоскут), на котором клюквой и травами нарисовала заветный камень и дорога к нему. И пошла вокруг села – прощалась.
Вскорости и вы, геологи появились. С вами мы вот и перебрались через реку. Теперь вот тут живём В опчестве. А так бы и жили в своём селении.
Конечно иногда вспоминаем и грустим, но тут машины. Инструменты. Больше забот и хлопот, но при этом и людёв больше. Опчения. Песен.
Ой как я петь люблю. После скрипа пилы – это самое моё любимое занятие. А ещё я люблю что меня здесь ценят за силу сильную. Нас же отец как воспитал: Сам не можешь, позови брата, а вдвоём вы сможете всё!
Ну вот женились мы оба и сестру замуж выдали. Ей уж рожать поди пора.
Нашим попозжа. Вот так и живём, лес пилим да хлеб жуём.
Спи малеча. Спи. Сон — это самое первое дело. Хорошо поспал – хорошо поработал. Главное выспаться и встать загодя. Кто рано встаёт – тому от камня благодать идёт (так матушка сказывает).
Многие выпрашивают у матушки картинку с видом самого камня и дороги к нему. Вишь ли дед грибнице разные камушки приносил в подарок и как украшение, а как оказалось то были не большие слитки золота и различные самоцветы. Нам то побрякушки, а люди здешние ценят очень. Вот теперь в новостях только и пишут: тот утоп, пытаясь переплыть реку, а тех течением унесло, не догнать. Тайные у нас там места. Заповедные. Как дед и завещал отцу – табу. И ходить туда никому не велено. Смерть…
Матушка же свои эти украшения иногда продаёт, что даёт возможность нам жить без бедно…
29 февраля 2024 года
«Ахтынские новости сообщают: В Литуфьевом районе произошло невиданное. Геологи с вертолёта заметили на пригорке у слияния двух рек небольшое поселение с живущими в нём людьми. Староверы утверждают, что это новые староверы.
Была организована экспедиция, которая смогла переправиться через бурные потоки.
В необычном посёлке, где один из домов был сложен из вековых сосен (какая силища смогла это сотворить?), проживала почти обычная семья из пяти человек. Мужчина – приблизительно пятидесяти лет, и по предположению пропавший сорок пять лет назад Чох Димитрий. (И как он смог выжить? Тогда ему было всего три с половиной года.). А так же женщина – почти такого же возраста, и предположительно пропавшая в лесу, 1994 году при сборе грибов – Настасья Почечуй. При расспросе – версия подтвердилась. Женщина вспомнила своё имя, но не смогла вспомнить как она очутилась в дивном поселении.
Так же были привезены их дети. Девушка (старшая) и два сына. Видимо близнецы.
После опубликования фотографий в нашей газете, появились новые факты. Медики фельдшерского пункта утверждают, что помогали родорарешению этой женщины в давнее время (точнее не вспомнят, но если надо, могут поднять архивные записи).
Ныне власти разрешили семье построить свои дома и оселиться в посёлке.
Всем миром помогли обзавестись домашним скарбом и инструментами.
01 июня 2024 года
«Ахтынские новости сообщают: В Литуфьевом районе вновь появились следы Йови… Староверы на удивление просто молчат…»
Улыбнулась загадочно Матушка. Взяла с собой заветную картинку, и отправилась к реке.
Вернулась лишь через несколько дней, без картинки, но с небольшим свёртком самоцветов и сказала, что видела на реке лишь следы и бревно, на котором когда-то дед переправлял отца с матерью с острова на эту землю…
Вряд ли она смогла сама переправиться за самоцветами на остров. Но картинки нет, а значит и нет дороги к заветному камню.
Матушка никому не укажет, а мы и не помним…
Если только Йови, но как говорят староверы:
- Этого уж не дождётесь… Вся эта история - газетная «утка», для поднятия рейтинга.