Дом Старого Шляпа

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дом Старого Шляпа » Полка Марии » Проза » Санки


Санки

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Санки.
Маруська колотила кулаком в дверь, кричала:
— Нелька! Нелька открой! Ты живая там?
Подъезд широкими пролетами лестницы неодобрительно молчал. Заклеенные окна щурились  крестами. Было холодно. Звонок не работал. Студеный Ленинградский воздух мокрой изморосью повис на перилах с завитушкой. За окном вроде бело, а сумрак такой, что каждая ступенька наощупь. Долгожданный щелчок замка — вздох облегчения.  В темном зеве квартиры стояла девочка лет десяти в пальто с чужого плеча, голова закутана в платок, скулы режут щеки двумя ножами,синие глаза слишком большие для этих скул, улыбнулась розово:
— Марусенька! Это ты!? А я прилегла, задремала наверное, не слышала. Ты проходи!
— Сто лет ужо стою тут. Аж подумалось, будто… — подружка в замотанном квадрате одежек едва смогла  перекреститься.  Зашла в квартиру. По привычке ослабила крючки на воротнике, потянула вниз шарф, обнажая горло:
— Как мама? Неля молчала, застегивала обратно тёплое  подруге пальцами чуть толще спички. И только , когда из комнаты понеслось тихо, но требовательно: « Детка, кто там? Тетя Таня? Танечка, это ты? — сомкнула руки ракушкой, зашептала:
- Тетя Таня померла вчера у нас в подъезде. Не дошла до нас. И ведь сразу кто-то варежки ее украл и шапку. Что за люди? Я вниз за почтой спускаюсь, а она лежит. И рот открыт. И ноги так некрасиво расставлены. Синяя, глаза открыты. Я к дворнику в первую. А он мне говорит: « Куда я ее в такой холод попру? Снесу в подвал. А по весне уже на кладбище. Маме как сказать? Она ее все ждет.
— Какая почта в почтовом ящике?  — Маруська взглядом под короткие желтые ресницы искала, не стесняясь безумие.
Неля шептала дальше:
— Она каждый день меня просит сходить, проверить нет ли писем. От папы ждет, и еще откуда-то. Раньше сама писала тоже, меня просила на почтамт сбегать, а после того, как у меня карточки отобрали, только вниз и отпускает. Кашляет сильно. Почти не встаёт.  — все было сказано быстро, не отрывая ладоней от ворота. Гостья была такого же роста, но шире в плечах ровесницы, лицо мясистей, проще, взрослее, рябое, неинтересное.
— Кто пришел? Таня — это ты?— слабый голос из далека.
— Изольда Карповна, — это я, Маруся!
— Маруся …— разочарованно. — Простите, Маруся я немного приболела. Пойдите с Нелли поиграйте.
×××
Переглянулись.
— У тебя вроде как санки были!— Маруся  вцепилась в рукав.— Где они? Здесь же висели! Мне нужны очень!
  Длинный коридор уходил вперёд к белым окнам, к зовущему голосу, был сонным, мёртвым. Какие санки? .
—Гля, что у меня есть! — сказала  Маруська и достала из кармана мешочек, развязала тесемку, « ушки» вывернула, показывая слиток.
— Это рафинад? — Нелли сунула руку, попыталась отхватить кусочек, не получилось, но прилипли пару кристаллов. — Это сахар! — облизнула пальцы.
— А вот ещё! — в руках появились две банки, — это тушёнка и сгущёнка.
— Сгущёнка??? Нет! Мне снится! — Нелька застонала, её чуть повело, облокотилась спиной об стену, — Откуда?
— Я вчера домой пошла  от тебя не по главной, а дворами. А там у школы Алексей Васильеч, учитель наш по арифметике, лысый такой, с пузом. Помнишь? —Неля кивнула. — Схуднул конечно. Еле узнала. Так он…
×××
- Доченька, ты здесь? Наигрались? Предложи хоть чая!
Нелли позвала устало — Пойдем! Она меня так каждые пять минут проверяет. — и через плечо обыденно — Да, мамочка! Я кипяток поставлю.
Комната раньше была каморкой прислуги. Окна в ней — во двор колодцем. Буржуйка продырявила трубой стену. На раскладном диване, том, что был для гостей,  под грудой вещей лежала Нелькина мама, видна  одна голова. Дочка протянула ей пакет с сахаром:
— Смотри, что принесли.   Женщина с губами ниточкой была чуть живее, чем свет из окон. Попробовала так же пальцем,  оглядываясь села, подтянула к груди одеяла, спустила ножки в бесформенных онучах к полу, его не касаясь, откинула голову назад:
—Срочно! Дети , ставьте чайник скорее!
— Мам , у нас и дров нет почти совсем. — виновато ответила Нелли.
— Как это нет? Сходи вниз, скажи дворнику! Пусть наносит! Холодина такая —  чай гостям не поставить! — Мама покричала и легла снова, накрываясь с головой.
— Нож есть? Дай ей тушёнки. — сказала Маруська.
— Нельзя. — ответила ей подруга , её от твёрдого тошнит. Даже тот хлеб, что ты приносила я с горячей водой мешала. А теперь что? — она вздохнула, — дров нет. На ночь  ложусь к маме, кажется, что тепла больше нет на целом свете. Мамино тело ледяное. По началу старалась его согреть. Теперь отодвигаюсь подальше.
-— Будут дрова!
— Откуда?
— Так я зачем к тебе пришла? — Маруська выпятилась вся вперёд в гордости, —  у тебя же есть санки! Не дала мне договорить.  Вот Алексея Васильича — учителя встретила, а у него жена померла. Так он ее в палатку замотал, а тащить никак, сил нет. Я тащила до кладбища.
— До Пискаревки? Это ж далеко! — Нелли говорила, а все смотрела на банки.
×××
— Пошли на кухню, откроем! — Ели по ложечке, по чуть-чуть. — Хорош! А то, плохо станет! Сидели на подоконнике маленькие в не своей одежде, ложки держали на языке пока был вкус. — Дошла не развалилась. Я девка жилистая! Ну и глянула, туда на санках привозят. Вот и подумала, раз этот дядька мне столько дал, может и другие. Ну ты понимаешь.  Сколько ж можно  так получить? А может у кого дрова есть или еще что?
— И там их хоронят?
— Да! — Маруська чуть помедлила с ответом. — И таблички ставят с фамилией.
— А не страшно тебе с мертвецами? — Нелька говорила протяжно как во сне , глядя, как подружка сгибает вскрытый металл крыжек над сгущёнкой и тушенкой. И только, убедившись, что еда закрыта, опомнилась:
— Так может ты и тетю Таню туда свезешь? Она же здесь в подъезде так и лежит. Странно, что ты не заметила. Как она до весны то? Я б тебе помогла.
— Ты? Ты и кошку не поднимешь. А есть что у этой тётки взять? Ты смотрела?
Будто ещё холодней стало. Нелли в бездну вниз с подоконника:
— Как смотрела? На мертвой?
— Ну да. А она одна жила или с кем? Может дома дрова или уголь, или золотишко? Его сменять можно.
— Знаете что, Мария!? — щеки Нелли взорвались багрянцем, — Не надо нам ваших дров ! И подачек прочих! Тётя Таня мамина с института подруга! Только она все к нам ходила, маму поддерживала…
— Да что ты? Что ты? Пошутила я. Что ж совсем не понимаю что ли? Спустилась прыжком рядом на пол. — Ну, брось! Нелька отводила взгляд, кусала внутри щеку, чтоб больно было, чтоб сдержаться.
— Я ж забыла совсем. Алексей Васильеч вот еще что дал. — на Маруськиной ладошке появились часы с кожаным ремешком, — папка твой вернётся, ему подойдут. Смотри с заводом! Маленькая стрелка деловито бежала к будущему. Циферблат был стеснен золотом.
— Такие красивые! Но, Марусь твой отец вернётся, и ты ему отдашь. — Нелли смотрела на витые стрелки.
— Нет! Пропьёт ведь. 
— Да как же? Это ж довоенные! — Нелли трогала часы, забыв обо все, приложила их к уху. Там считало минуты мирное время.
— Это у тебя папка, все слово это забываю— Засмеялась Маруся.
— Дирижер. Руководитель симфонического оркестра имени..
— Ну! А мой сапожник. И пьёт он как сапожник. Только думаешь, я не помню сколько папка твой и Изольда Карповна для нас сделали?  Это они ж мамку себе взяли. А за ней и всю семью. Могли же этого не делать? В Ленинград нас перетащили. Меня с Витькой в школу — это же все они. Я ж все окала да акала — не побрезговали! Я может и деревенская, но папка ваш  нам столько сделал добра…Так что возьми часы. — насильно вложила часы в карман.
— Спасибо! — Нелли растерялась, промолчала.
— Санки то дашь?
×××
Тётя Таня лежала на втором этаже. И как просмотрела? Прошлась руками по телу — ключи и паспорт. Спускалась дальше громким звуком железных полозьев. У почтовых ящиков услышала Нелькино эхо между лестничных пролетов:
— Твои то как? Как Витька? Выздоровел?
— Нормально! — закричала Маруська. — Я привет передам!
×××
Вниз по улице шла, грохоча железом салазок, везла их мертвенно- тихо по снежным тротуарам, заносила, чертыхаясь в подъезд. Протягивала руку к звонку по привычке. Белело запястье из под рукава пальто.
Толкала дверь. В первой по коридору комнате сидели четверо.Только  дыхание Маруси поднималось облачком.
- Витюш, тебе привет передали.
На ресницах мальчика не таял иней.
- Мамуль , я раздобыла санки!
Женщина в коричневом платье смотрела застывшим взглядом в стену.
Маруся помахала всем:
Увидимся завтра. Теперь все хорошо пойдет! Прорву денег заработаю. Санки то у меня есть! Пока! Не скучайте! Потянула  золоченый кругляк ручки двери на себя. Плотно закрыла дверь. Наощупь побрела в другую комнату . Сняла башмаки. Лягла на тряпки. Кровать они с дуру спалили. Даже паркет разобрали. Бетон холодом лезет в спину. Если провести рукой, чувствуешь, где стояла тахта. Постаралась расслабиться, чтоб не дрожать, чтоб не дрожать. Считала, вспоминая сколько и где мертвых соседей. Говорила  себе , грея руки: « Подумаешь какие тилигенты! Тетю Таню не трогать! Ключики то у меня! Спрошу, где жила. Вдруг что? Хоть может на дрова найдётся? А то ведь так и сдохнут от своей тилигентности. Так Изольду Карповну чуть подбодрим, до весны дотянем. Только тетя Таня к ней ходила! А мы ж деревенские! Мы не в счет!  — Маруська сердито пожала плечами. — Вот ведь! Главное много не просить! Улыбнулась. — Проживём!
В черном Ленинградском небе между шпилями  и над мостами в  небе под белым снегопадом люто закричала сирена.
- Ух завыла. Не страшно. Привыкшие мы , — Маруська нос прикрыла ладошкой — главное — у меня есть санки.

Отредактировано Мария (2025-06-15 03:49:57)

Подпись автора

Мария, Германия.
Репетитор по такту и его отсутствию.

+4

2

#p543875,Мария написал(а):

В черном Ленинградском небе между шпилями  и над мостами в  небе под белым снегопадом люто закричала сирена.
- Ух завыла. Не страшно. Привыкшие мы , — Маруська нос прикрыла ладошкой — главное — у меня есть санки

Жесткий рассказ. Написано глубоко, очень схоже с реальными рассказами свидетелей о Блокаде. Интересно восприятие ребенка-даже среди творящегося, учиненного взрослыми ужаса, она находит свою маленькую радость-в санках. Очень талантливо.

Подпись автора

מְנֵא מְנֵא תְּקֵל וּפַרְסִין‎

+1

3

#p543893,Константин Чарторыйский написал(а):
#p543875,Мария написал(а):

В черном Ленинградском небе между шпилями  и над мостами в  небе под белым снегопадом люто закричала сирена.
- Ух завыла. Не страшно. Привыкшие мы , — Маруська нос прикрыла ладошкой — главное — у меня есть санки

Жесткий рассказ. Написано глубоко, очень схоже с реальными рассказами свидетелей о Блокаде. Интересно восприятие ребенка-даже среди творящегося, учиненного взрослыми ужаса, она находит свою маленькую радость-в санках. Очень талантливо.

Спасибо. Только ей санки нужны не для радости.

Отредактировано Мария (2025-06-15 11:09:06)

Подпись автора

Мария, Германия.
Репетитор по такту и его отсутствию.

0

4

#p543895,Мария написал(а):

Спасибо. Только ей санки нужны не для радости.

А, пропустил, когда читал. Перечел-понял. Финал сильный.

Подпись автора

מְנֵא מְנֵא תְּקֵל וּפַרְסִין‎

+1

5

Нельзя ли как-то вызвать Шелл для разбора текста? Или призвать?:))

Подпись автора

Мария, Германия.
Репетитор по такту и его отсутствию.

0

6

#p543933,Мария написал(а):

Нельзя ли как-то вызвать Шелл для разбора текста? Или призвать?:))

Можно. Я попрошу её. А, по-моему, этот рассказ здесь уже публиковался, от того и мало читателей - его уже читали, кмк. Но, может быть, это свежая редакция? Окей.

Подпись автора

Удобная штука - фальшивая репутация:
всегда с собой и не оттягивает карман при ходьбе.

0

7

#p543934,PlushBear написал(а):
#p543933,Мария написал(а):

Нельзя ли как-то вызвать Шелл для разбора текста? Или призвать?:))

Можно. Я попрошу её. А, по-моему, этот рассказ здесь уже публиковался, от того и мало читателей - его уже читали, кмк. Но, может быть, это свежая редакция? Окей.

Он доработан.

Подпись автора

Мария, Германия.
Репетитор по такту и его отсутствию.

+1

8

Блокадникам Ленинграда пришлось очень трудно.
Одногруппница рассказывала про своих родственников оттуда, там там... И людей ели. Зимой.

Отредактировано Ckazka (2025-06-15 19:02:31)

Подпись автора

Z

0

9

Всем добрый вечер.
Я прочитала рассказ. Мне понравилось - все акценты и штрихи расставлены очень удачно.
Единственный вопрос, отчего учитель оказался так щедр?  Вот мой скромный отзыв:
Рассказ великолепен в своей тяжелой мрачности. Очень интересно автором организовано противопоставление интеллигенции и рабочего класса в условиях зимы и блокады Ленинграда. Нелька - дочь из семьи интеллигентов, показана хрупкой и не способной выжить в умирающем городе.
Её система ценностей, система табу(Тётя Таня - подруга мамы, её нельзя обворовывать, и не важно, что она умерла) , неприспособленность к хаосу военного времени (карточки отобрали - беспредел, невозможный в мирное время), её безволие и откровенная слабость не дают ей шанса. Другое дело - Маруся. Крепкая, жилистая, пусть не такая красивая, как Нелли, но сообразительная и предприимчивая, без лишних комплексов - выглядит значительно лучше своей подруги. И финал рассказа просто потрясает, открывая секрет такой "подвижности" Маруси. Ей просто незачем сидеть дома, там нет ни больной матери, ни младшего брата, никого. Только их мертвые тела.  Еще мне подумалось, что финал уравнивает этих двух девочек: у Нелли еще пока жива мать(хотя это и не надолго, девочка уже отодвигается от неё, когда ложится спать, а значит подсознательно чувствует приближение конца), а у Маруси уже все умерли. Очень трогает забота Маруси о подруге: она принесла её тушонку и сгущенку, а могла бы съесть все сама. Думаю, это от того, что Нелли - последнее, что осталось у Маруси, других близких у неё уже просто нет.
Автор очень детально и умело рисует обстановку, передает то, о чем не говорят вслух. Рассказ достоин какого-нибудь тематического конкурса. К сожалению, память человеческая совсем не длинная, и многие просто не поймут, о чем здесь написано.   
Ну и, конечно, как всегда, рассказ не вычитан. Кое-где вылезают досадные кракозябры, отсутствуют нужные запятые и пр. Что, в целом, не влияет на восприятие рассказа.

P.s. интересно, "детская радость" от санок, это просто недочитанный до конца рассказ или такое циничное восприятие возможности за мзду повозить трупы на кладбище? Ахахаха!

Подпись автора

"Не противься злому"
( Матф., 5:39.)

+1

10

#p543942,Шелл написал(а):

Всем добрый вечер.
Я прочитала рассказ. Мне понравилось - все акценты и штрихи расставлены очень удачно.
Единственный вопрос, отчего учитель оказался так щедр?  Вот мой скромный отзыв:
Рассказ великолепен в своей тяжелой мрачности. Очень интересно автором организовано противопоставление интеллигенции и рабочего класса в условиях зимы и блокады Ленинграда. Нелька - дочь из семьи интеллигентов, показана хрупкой и не способной выжить в умирающем городе.
Её система ценностей, система табу(Тётя Таня - подруга мамы, её нельзя обворовывать, и не важно, что она умерла) , неприспособленность к хаосу военного времени (карточки отобрали - беспредел, невозможный в мирное время), её безволие и откровенная слабость не дают ей шанса. Другое дело - Маруся. Крепкая, жилистая, пусть не такая красивая, как Нелли, но сообразительная и предприимчивая, без лишних комплексов - выглядит значительно лучше своей подруги. И финал рассказа просто потрясает, открывая секрет такой "подвижности" Маруси. Ей просто незачем сидеть дома, там нет ни больной матери, ни младшего брата, никого. Только их мертвые тела.  Еще мне подумалось, что финал уравнивает этих двух девочек: у Нелли еще пока жива мать(хотя это и не надолго, девочка уже отодвигается от неё, когда ложится спать, а значит подсознательно чувствует приближение конца), а у Маруси уже все умерли. Очень трогает забота Маруси о подруге: она принесла её тушонку и сгущенку, а могла бы съесть все сама. Думаю, это от того, что Нелли - последнее, что осталось у Маруси, других близких у неё уже просто нет.
Автор очень детально и умело рисует обстановку, передает то, о чем не говорят вслух. Рассказ достоин какого-нибудь тематического конкурса. К сожалению, память человеческая совсем не длинная, и многие просто не поймут, о чем здесь написано.   
Ну и, конечно, как всегда, рассказ не вычитан. Кое-где вылезают досадные кракозябры, отсутствуют нужные запятые и пр. Что, в целом, не влияет на восприятие рассказа.

P.s. интересно, "детская радость" от санок, это просто недочитанный до конца рассказ или такое циничное восприятие возможности за мзду повозить трупы на кладбище? Ахахаха!

Получилось! У меня получилось! Вы увидели все, что я хотела сказать. Огромная благодарность! Придержите мне место в пекле рядом с Ф. М:))
Если знать историю именно захоронений в Блокаду, то щедрость учителя оправдана.  Не было службы, чтоб вывозила мертвых( поэтому сцена с Маруськиной семьёй оправдана) и не было отдельных могил( в тексте есть намек на это). Для многих людей важно, чтоб их родной человек был упокоен именно на кладбище. Отсюда и глупая щедрость. Мог бы и сам съесть и выжить.

Отредактировано Мария (2025-06-15 19:23:12)

Подпись автора

Мария, Германия.
Репетитор по такту и его отсутствию.

0

11

#p543945,Мария написал(а):

Получилось! У меня получилось! Вы увидели все, что я хотела сказать. Огромная благодарность! Придержите мне место в пекле рядом с Ф. М:))

Ммм... Bitte schön!
Как, в сущности, мало надо человеку для радости. Мне приятно, что вам стало приятно. Конечно, вы еще не раз встретитесь с Ф.М. Достоевским, обещаю. В своё время, разумеется. :)

Подпись автора

"Не противься злому"
( Матф., 5:39.)

+1

12

#p543942,Шелл написал(а):

P.s. интересно, "детская радость" от санок, это просто недочитанный до конца рассказ или такое циничное восприятие возможности за мзду повозить трупы на кладбище? Ахахаха!

О, Шелл... Господь с вами...

Подпись автора

מְנֵא מְנֵא תְּקֵל וּפַרְסִין‎

0


Вы здесь » Дом Старого Шляпа » Полка Марии » Проза » Санки