Кристина еще раз осмотрела свой стол: электронный блокнот для пометок, стило, ви-экран с историей болезни, вмонтированный в пластиковую столешницу, все было готово. Видят ли электроовцы электронные сны? Может ли испытывать волнение искусственный организм? Волнение - состояние ротации возможных и маловозможных вариантов, вызванное неопределенностью будущего. И её профпригодности. Кристина с удивлением только что открыла для себя, что обладает самолюбием. Именно так она классифицировала отказ принятия возможного провала. Это так заинтересовало роботессу, что она даже перестала волноваться.
В дверь постучали, и на пороге возник широкоплечий мужчина со стандартной внешностью НЖ-15, без растительности на лице. В основу этой модификации был положен образ светловолосого голубоглазого улыбчивого актера из далекого 21-го века, но вошедший мужчина не улыбался. Он осмотрел кабинет и спросил:
- А где доктор?
- Я доктор Чернова, - без улыбки откликнулась Кристина и жестом пригласила мужчину в кресло, - садитесь.
Но пациент не двинулся:
- Мне сказали, будет военный врач, - нахмурился он,- я не готов, чтобы меня выворачивала какая-то...
- Я врач и бывший военный, - Кристина взяла в руки блокнот и сделала первую пометку, - военврачи лечили тела, в вашем же случае с телом все в порядке?
Мужчина кивнул и шагнул в кабинет, прикрывая за собой дверь.
***
- Зачем тебе это? - Йозеф Пинек, бывший командир минометного расчета, сидел в кресле и разглядывал доктора Чернову. - Я каждое утро вижу свою НЖ-15 в зеркале, и просто выворачивает от этой ванили.
Кристина пожала плечами:
- Мне нравится, красивая оболочка, - честно призналась она, - не совсем такая, как была до...
Она замолчала, скользнув взглядом по предупреждению на ви-экране.
- Знаешь, - продолжил Йозеф, - когда шел сюда, думал, встречу кого-то типа нашего ротного. Жестокий мужик был, - он сделал непроизвольный жест рукой и, поймав себя на этом, засмеялся, - курить стало не обязательно. Сплошная экономия!
- И что ты хотел попросить у ротного? - вернула разговор к основной теме Кристина.
- А... ну... чтобы он выключил это.
- Что - это?
- Ну, всю эту НЖ-15, - Йозеф опустил глаза и несколько секунд молча смотрел на отражение ботинок в камнепластиковом полу. - Ребята погибли, а я... тоже. Это все не моё, - он посмотрел на свои могучие руки, - я теперь могу играть на пианино. Представляешь? Оно само знает, как и на что нажимать.
- Играет что-то своё?
- Нет, то, что в голове вертится, то и играет, - Пинек поднял глаза на Кристину, - но я никогда в той жизни не играл...
- Базовый набор навыков, - кивнула ему роботесса, - прошито на уровне рефлексов. Решается перепрошивкой...
- Вот и я о том же! - перебил её Йозеф. - Кто или что я есть такое?! Это все искусственное, не мое!
Кристина молчала, держа паузу, о которой подсказывал ви-экран. Пинек поднялся:
- Лейтенант, - буркнул он, - прошу, выруби меня. Выключи, сломай так, чтобы все закончилось.
- Дезертир, - негромко произнесла Кристина.
- Что?! - рявкнул Йозеф, непроизвольно сжимая кулаки.
- Пораженец, - так же негромко продолжала роботесса.
- Я выполнил долг!
- Отставить, сержант! - сталь в голосе докторши заставила бывшего минометчика вытянутся по стойке смирно. Кристина встала и шагнула к пациенту, злым взглядом впившись в его лицо:
- Ты думаешь, что сдох там, в своем окопе, и на этом всё? А кто будет жить, ты подумал? Для кого ты жертвовал?! Человечество, люди, приняли твою жертву, и в ответ дали, что могли. Перед тобой будущее, мир без войны, а ты хочешь в свой окоп? Поэтому ты дезертир и предатель, я с удовольствием сломаю твою НЖ-15.
- Погодите... - пролепетал Йозеф, - я не думал так... с этой точки зрения...
- Солдат, - и в голосе Кристины появились теплые нотки, - война поломала тебя, но миссия еще не провалена, ты можешь справится.
- Не могу, я уже не человек, - прошептал Йозеф, - они заменили все.
- Это всего лишь скафандр, - Кристина отступила за стол, - скафандр, - повторила она, - в котором живет настоящая живая душа Йозефа Пинека.
- Душа... - повторил Йозеф, снова делая непроизвольный жест рукой.
Кристина выдвинула ящик стола и протянула киборгу пачку сигарет:
- И начни курить, сержант, - буркнула она, - теперь это совершенно безопасно.
***
Кристина стояла у окна кабинета и курила тонкую сигарету. По улице к остановке флибуса шагала НЖ-15 с душой Йозефа Пинека.
" Попытка эволюции, - пронеслась мысль на внутреннем терминале роботессы, - одушевленный механизм. Венец развития?" - она затушила сигарету и обернулась к зеркалу на стене. Блестящая поверхность отразила прекрасную белокурую оболочку с выразительными карими глазами.
" Тупиковая ветвь, - улыбнулась она своему отражению, - вся эта НЖ - "Новая Жизнь", тупик. Ей не дано чувство прекрасного, а без этого не выжить. Одухотворенность всего-лишь подталкивает к творчеству, не более".
Кристина не хотела признать, что испытывает зависть.
- Подпись автора
Удобная штука - фальшивая репутация:
всегда с собой и не оттягивает карман при ходьбе.