Совет 1. В основе стихотворения должна лежать идея, мысль. Если сказать нечего, то незачем и растекаться мыслию попусту. Писатель всегда должен знать, что именно хочет сказать читателю и зачем.
Совет 2. Содержание поэтического произведения должно быть в балансе с его формой. Иначе говоря, подумайте «на берегу», в каком жанре собираетесь изложить свои новые, незатасканные, оригинальные идеи. Или же под каким новым ракурсом стараетесь взглянуть на старые, как мир, ситуации.
Совет 3. В любом языке есть правила, которых необходимо придерживаться, особенно начинающим авторам. Ясность изложения – важнейшая составляющая. Не надо прикрывать нечеткость мысли якобы возникающими в голове образами. Образ – это образ, а ясность мысли – ясность мысли: два совершенно разных понятия. Можно не владеть языком виртуозно, зато ясно мыслить. Грамматические и синтаксические ошибки – исправимы, а отсутствие чёткой мысли в произведении ничем не исправишь. Хотя желательно все же уделять достаточное внимание и грамотности.
Совет 4. Только самые талантливые люди могут обойтись без элементарных правил теории стихосложения. И то, считаю, они с детства осваивают эти правила – через чтение стихов других поэтов. Остальным все же советую почитывать учебники по стихосложению, авторитетные материалы в тему. Благо, сейчас такую информацию найти не сложно.
Совет 5. Важный признак поэзии – рифма. Благодаря ей строки объединяются в строфы, и читателю проще воспринимать стихотворение. Рифма в каждом стихотворении должна быть уникальной, одна и та же не должна кочевать из одного произведения в другое.
В русском языке рифма чаще всего строится на совпадении ударных гласных. Однако рифмы бывают разные, и не каждая считается удачной или полноценной. Ряд рифм в среде опытных авторов считаются «плохими», «избитыми». Например:
Тривиальные рифмы – самые банальные из всех существующих. Например, «любовь – кровь – вновь», «розы – слезы» «мне – себе» и другие. Подобные созвучия чаще употребляют новички.
Глагольные рифмы. Например, «придет – найдет», «читать – знать». Такие рифмы требуют минимума авторских усилий и, как правило, не новы. Глагольные рифмы можно использовать, даже классики ими не брезговали, но ими нельзя злоупотреблять. Глагольные рифмы особенно хороши в пародиях, стилизациях.
Неточные, приблизительные рифмы. Так называемые диссонансы (несовпадение согласных звуков) и ассонансы (несовпадение гласных звуков). С подобными рифмами начинающему поэту надо обращаться предельно аккуратно.
Совет 6. Основой основ в поэтическом произведении можно назвать ритм – общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. На нем основаны все системы стихосложения у всех народов. Что такое ритмические единицы, стопы, строфы?.. В поэзии есть свои понятия, которые начинающему поэту лучше знать, чтобы умело ими пользоваться.
Совет 7. Если не получается найти нужную рифму, лучшее созвучие? Или «хромает» ритм? Не жалейте своих трудов, смело перестраивайте всю фразу, переписывайте строку или несколько строк заново, меняйте их местами. Не ленитесь работать над своими текстами.
Можно выражать свои мысли и свободным стилем, в вольной форме. Хотите писать «белые» стихи? Пишите. Только это вовсе не значит, что ритм в таком стихотворении отсутствует. Он будет просто другим и чаще меняться. Чего нет в поэзии – так это хаоса.
Совет 8. Новичку в поэзии советую использовать строгую классическую форму стихотворений. Экспериментировать с рифмами, формами, стилями еще успеете. Не зря говорят: чтобы отступать от правил, надо знать эти правила.
Совет 9. Начинающему поэту (и не только начинающему!) желательно как можно больше читать произведения классиков и современных авторов. Чтение обогащает духовно, помогает познать богатство языковых средств, учит искусно владеть языком.
Совет 10. Если велико желание стать поэтом, важно снова и снова пробовать силы в стихосложении. И помнить: нет на пути совершенствования ошибок – есть попытки познать, как лучше использовать те или иные средства на пути к достижению цели.
Светлана Локтыш
Отредактировано Санна (2020-06-28 17:49:53)
- Подпись автора
Не ждите Страшного суда. Он происходит каждый день. Альбер Камю