Дархур воевал против огносцев не первый год. В начале войны никто не верил, что он продержится столько - все считали его уже проигравшим. Но на третий год войны в битве под Саммуке ему удалось взять в плен Коннона, вождя сэмуитов, вместе со ставкой.
Тогда Дархур вызвал пленных Коннона и его сына Вэннена к себе.
- Я предлагаю вам перейти на мою сторону.
Перейдёт вождь - перейдут и все сэмуиты. А это немалая часть от войска огносцев.
- Почему мы должны предать наших командиров и перейти? - пробасил отец.
- Только я останусь победителем. Они же - проиграют. И многие умрут. Те, кто не сбегут. Так что им в любом случае - или позор, или смерть.
- Но перейти на сторону врагов - это предательство, что уже позор. Лучше смерть.
- Хорошо, ты выбрал свою судьбу. Твоего сына я спрошу позже.
Дархур рассчитывал, что Вэннен, переживя смерть отца, впечатлится властью лидера данов и решит перейти к сильной стороне конфликта.
- Итак, Вэннен, теперь ты - вождь сэмуитов. Твой отец не захотел перейти на мою сторону и поплатился за это жизнью. Что скажешь ты?
- Ответь мне на один вопрос, Дархур, и, в зависимости от ответа, я решу, что делать сэмуитам. Почему мы должны перейти на твою сторону? Чем ты лучше огносцев?
- Я одолею их. И все племена, что сейчас под огносцами, ждёт незавидная судьба. Если они вообще выживут как племена. Разве ты не видишь? Три года назад ещё никто не верил, что у меня вообще хоть что-то удастся. Но теперь под моим контролем полстраны и скоро будет ещё половина. Их судьба решена. По-моему, ответ очевиден. Я сильнее, умнее и хитрее вождей огносцев. Значит, такое предложение - большая честь для любого вождя племени.
- Это не ответ. Любой вождь может сказать, что он сильнее, умнее и хитрее других и что победа будет за ним, - после чего Вэннен развернулся и ушёл.
В следующей битве Дархур всё равно призвал сэмуитов на битву, и те явились. Войско центра и правой руки двинулись в бой, войско же левой руки, которым командовал Вэннен, стояло на месте.
Лэк, один из сподвижников ещё Коннона, хитро посмотрел на Вэннена.
- Ладно, двинулись, что ли, - решил вождь.
Это битва выдалась тяжёлой. Огносцы чуть не окружили правый фланг, и его пришлось укрепить резервом, потратив раньше времени. Сэмуиты хоть воевали и неохотно, но на их фланге как раз неожиданностей не было: сражались они против своих бывших союзников на совесть.
В этот же день Дархур опять вызвал Вэннена.
- Почему ты не позвал своих людей в атаку?
- Вы так и не ответили на мой вопрос.
- Значит, то, что я сильнее, умнее и хитрее остальных, что победа будет за мной - этого тебе недостаточно?
- Это всё отговорки. Скажите, чем Вы принципиально отличаетесь от остальных вождей - тогда, может быть, я буду воевать за Вас.
- Хорошо, я тебе отвечу через несколько часов, - решил Дархур.
- Вам для ответа на такой простой вопрос нужно время?
- Мне нужны воины, а не стоящие на месте вооружённые люди. Можешь идти.
Через пару часов Дархур действительно снова вызвал Вэннена к себе.
- Итак, я могу ответить на твой вопрос, Вэннен. Я честнее и справедливей любого из вождей Вадена. Огносцы и их союзники воюют за деньги из-за рубежа, я же - хочу объединить все племена опять в одну страну. И только я смогу это сделать.
- Хорошо. Сэмуиты будут сражаться за тебя, Дархур.
Спустя несколько битв Вэннена позвал к себе на пир вождь Дэкер, приятель теперь погибшего Коннона.
- Вэннен, скажи мне, почему ты перешёл на сторону Дархура? Ведь он казнил твоего отца. А ты предал его дело...
- Дархур честен и справедлив с любым человеком. Кто ему отказывает - тех он казнит. Кто ему служит - те бьются с ним вровень. Вожди огносцев и их советники-иностранцы никогда такими не станут.
- Это всё слова. А вот ты - предатель, Вэннен. Я должен тебя арестовать.
Сэмуиты, узнав, что Вэннен не явился с пира Дэкера, заволновались.
- И что делать теперь? - спросил седовласый Кир Лэка, одного из самых почитаемых сподвижников Коннона, а затем и Вэннена.
- Мы должны уважать решение нашего вождя, - только и ответил тот. И все с ним согласились.
Дархур вызвал Лэка, Кира и ещё нескольких помощников Вэннена. Слово взял Лэк.
- Мы не признаём твою власть, Дархур, ибо мы служим только своему вождю. Но Вэннен уважал тебя за честность и справедливость. Сэмуиты будут воевать за тебя, пока ты не победишь, чтобы страна стала снова единой.
- Подпись автора