#p516775,Ckazka написал(а):Глава 17 «Женских стихий»:
Царевна-лягушка — утраченная инициация зрелости
«Лягушка и жаба — символ перерождения, преобразующего начала. Можно сказать, что лягушка — это начало, способное нырнуть в глубины психеи, подсознательной жизни души, и снова подняться в сферу сознания.»
К 12-15 годам подростоки 19 века разных сословий владели практическими знаниями и несколькими профессиями.
Крестьянские мальчики пахали и сеяли, косили и заготавливали сено, пилили и рубили лес, участвовали в построении избы. Девочки пряли, ткали, вышивали, топили печь, готовили еду, сажали, сеяли и жали, няньчили младших братьев и сестёр.
Юноши-аристократы умели танцевать, фехтовать, рисовать, играть на музыкальных инструментах, были способны создать проект усадьбы, руководитель строительными работами от начала и до окончания!
Девушки из аристократических семей не только пели, танцевали, вышивали, играли на рояле, но и вели экономику всей усадьбы.
***
В сказке про Царевну-лягушку царь даёт задания трем женам своих сыновей.
Первое задание — сшить рубашку.
Славяне пряли пряжу, считалось, что нить, спускающаяся с неба на землю — солнечный луч и дождь. Поэтому рубашка, всякая одежда — это свет и чистота. Одежда — облачение в мысли, творящие Вселенную, облачение в законы чистоты и красоты.
Первая жена сшила чёрную рубаху царю, годную для «чёрной избы».
Вторая жена сшила рубашку такую, в которой только в баню ходить — мыть и мыть.
Третья жена сшила рубашку праздничную, без рубцов и швов.
Второе задание — испечь хлеб.
«Солнце, его теплотворные лучи сближаются, отождествляются с хлебом, тестом… В малороссийской и белорусской каравайных песнях просят Бога сойти с неба и не становиться за дверями, а войти в избу, сесть в переднем углу и дать молодой долю. Господь нисходит на эти просьбы и даже сам месит каравай, слюодействует его приготовлению своим божественным словом.» (Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов)
Хлеб — символ солнца, истины.
Из неупорядоченного мира сотворяется упорядоценный, цельный мир.
Первые жёны испекли такой хлеб, что царь пробовать не стал. «Кули-мули», что-то неудобоваримое.
Такой хлеб не несёт истины, не питает ум и сердце.
Третья жена испекла «такой славный хлеб, что ни в сказке сказать, ни пером описать». Изукрашен он разными хитростями, по бокам видны города. Хлеб — царство. Хлеб — праздник, истина для Царя.
Она взрастила в себе духовную пишу (отсылка к 10 христианским заповедям), которой можно накормить всех жаждущих.
Третье задание Царя — соткать ковёр.
Царевна-лягушка нарезала разную ткань и разбросала её по ветру, и собрался чудо-ковер, что отразил всё государство (отсылка к христинскому нерукотворному творению).
Четвёртое задание Царя — придти на пир вместе со своими жёнами.
Приезжает Царевна на пир в ночи (образ темноты и хаоса), блещут молнии — приходит свет.
Елена Прекрасная ест и пляшет, и «из рукавов сыплет золото». Она преображает, вытанцовывает прекрасный мир.
Иван-Царевич спешит домой и сжигает лягушечью кожу.
«Ох, Иван-Царевич! Что же ты наделал? Если бы немножко ты подождал, я вечно была твоею, а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридевятом царстве — у Кощея бессмертного».
Обернулась белой лебедью и улетела в окно. Дальше Иван отправляется на поиски любимой.
*точно Иван-дурак! Сжечь кожу жены, ну!
**вторую часть главы завтра дочитаю
***там судя по всему то ещё приключение случается с этим дурнем!
Встреченный на дороге старичок рассказывает Ивану, что Царевна «мудрей своего отца уродилась» за что и была наказана — быть три года квакушею.
Дальше Иван идёт по пути самоинициации. Встречает своих друзей:
Медведь — архетип физической силы и мощи, хозяин своих поступков;
Волчица — символ смелости и интуиции;
Заяц — скорость, быстрота реакций в сфере эмоций и чувств;
Селезень (ворон) - мудрость, духовность;
Щука — царица подсознания, сферы чувств, извлекающая (поднимающая) из глубин подсознания в область создания необходимое.
Когда Иван приходит к Бабе-Яге, та его сначала выпаривает в бане, очищает от страхов, невежества. Затем кормит его, даёт пищу опыта и мудрости. Она рассказывает, где живёт Кощей.
Кощей бессмертный — царь смерти, царь иллюзий. «Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей, как свой глаз, бережёт».
Все перечисленные животные и предметы — символы иллюзорного мира. Сокрушить который очень трудно и больно.
Сама игла (без нити) - символ боли. Переломать иглу — пережить боль утраты. Утраты собственных иллюзий.
На всём пути Ивану помогают его друзья.
Пустая скорлупа — мир без идей и позитивной энергии.
Утка в зайце — страх.
Заяц в утке — вместилище иллюзий.
Дерево Кощея — мир теней, мир иллюзий. (О, как я люблю вытягивать тени из фотографий!)
Дерево вырарчевывает (вытягивает из почвы) сильный Медведь.
Зайца-страх догоняет Волчица.
Утку ловит Селезень (Ворон).
За пустым яйцом в море ныряет Щука.
Иван ломает иглу — убивает Кощея.
Суть всего в том, что борьба с иллюзорным миром бесполезна. Необходимо кормить свои позитивные начала, дружить со своими хорошими качествами, развивать в себе силу, смелость, интуицию, быстроту реакций и решительность.
Иван убил Кощея, освободился от иллюзий и воссоединился со своей любимой. Принял свою душу, сферу эмоций и чувств.
В конце главы говорится о том, что оба героя — Елена и Иван потрудились на славу. Оба прошли свои инициации.
Эта сказка о каждом из нас.
Отредактировано Ckazka (2025-01-23 22:22:46)
- Подпись автора
Z