от автора: четвертый рассказ из серии "кибериада"
Непогрешима, безупречна,
Сверкают янтарем глаза,
Логична, весела, беспечна…
Все фальшь, обманщица она.
Молодые люди сидели на пустом причале и разглядывали вечернее летнее небо. Тим, прочитав стихотворение осторожно покосился на лицо Кристины. Девушка молчала, и её глаза подозрительно блестели. Поэт шмыгнул носом и запустил пятерню в белобрысый затылок.
- Ну, я же предупреждал, уродские стихи... – произнес он, извиняющимся тоном.
- Для уродов,- прошептала Крис, не отводя взгляда от горизонта, куда только что. скрылось солнце. – Спасибо.
- Но… но ты ведь тоже иногда говоришь неправду,- Тим нервно обхватил себя за голые плечи, которые едва прикрывали короткие рукава легкой рубахи.
- Тоже? – Кристина моргнула и, чуть повернув голову, перевела взгляд на собеседника.
- Тоже, как и люди… - пояснил тот, отчаянно растягивая губы в улыбке.
- Ты прав,- отчеканила роботесса, – все фальшь. И эта романтика – просто неисправность, требующая корректировки. Моё лицо – не настоящее, все это, - она указала на рисунок огромной ромашки, сверкающий блестками на её топе,- только оболочка. Я - машина, разработанная для нужд городских служб и полиции…
Тим исподлобья покосился на неё:
- Ну, чего ты? Чего завелась-то? - пробурчал он.
Кристина молчала, как вдруг внутри ее послышалось прерывистое гудение, похожее на сигнал "занято". Тима пробрала дрожь. Рефлекторно дернувшись, он проснулся, обнаруживая себя на кровати в душной комнатке квартиры дяди Ежи. Рядом на тумбочке мигал зеленым табло будильник, производя противный монотонный писк. Зарычав, Тим шмякнул ладонью по клавише, прерывая трель. "Вторник" - пришло на ум молодому человеку. Неожиданно он рассмеялся.
- Искусственный мозг седьмого поколения, способный к абстрактному мышлению, - процитировал Тим. - С кем поведешься, такие мысли и начнутся.
Кряхтя, он поднялся с койки и направился в душевую.
***
Завтрак в компании с дядей Ежи не предвещал ничего интересного. Старик жарил «и-ишенку» на тефлоновой сковородке, чадя ядерной конфоркой керогаза и напрочь игнорируя услуги пищевого процессора «ПП-4» – новомодного агрегата для приготовления блюд из четырех ингредиентов. Тим смело сунул чашку в лоток "ПП-4" и ткнул в кнопку с изображением кофейной чашки.
- Желаете добавить аромат корицы? - осведомился электронный повар, выводя запрос на табло.
- Нет, - Тим нажал кнопку со значком отрицания.
- Сливки?
- Нет.
- Коньяк?
- Нет.
- Лимон?
Пока Тим пытался убедить эстетствующий автомат сварить обычный черный кофе без смелых кулинарных экспериментов, затарахтел вызовом коммуникатор. Не взглянув на экран, юноша поднес аппарат к уху:
- Алло,- проскрипел он не своим голосом и заперхал, в попытке откашляться.
- Доброе утро, босс! – мяукнул знакомый голос, от которого по спине Тима тут же побежала стайка щекотных мурашек. – День начался, и у нас – клиент. Ты в курсе, что начинать день с физической зарядки – очень правильно и полезно?
- Привет,- выдавил Тим, лихорадочно соображая, куда клонит его компаньонка,- ты хочешь сказать, что я смогу доскакать до места происшествия пешком, сэкономив на кибер транспорте?
- Я давно хочу сказать, - веско ответили с того конца линии,- что главе конторы не к лицу скакать, тем более, пешком! У тебя есть полчаса, постарайся не опоздать и приезжай в офис.
- Полчаса! Ха! Да я...
- Костюм и галстук - обязательны, - нежно мяукнула трубка, обрывая браваду Тима, - до скорой встречи, босс.
Коммуникатор пискнул сигналом отбоя, связь прервалась.
- Эй, о чем задумался, Пункертон? – дядя Ежи деловито отскрёбывал коричневую яичницу от непригораемого покрытия сковороды. – Кристинку слухай, пусть каструлька, но она тебя в люди выведет. И в гости её зови, полы вторую неделю не мыты. И рубаху мне бы зачитопала…
- Дядь Ежи, у тебя есть костюм? – поинтересовался Тим, поднимая на родственника печальные глаза.
***
Консалтинговая контора «Тим и К» существовала под крышей жилища для роботов уже третий месяц. Официально детективным агентством она не значилась, но некоторые консультации тянули на полноценные расследования. С приходом Кристины, контора обзавелась припиской "и К" на вывеске, а так же абсолютным порядком в единственной комнате, гордо именующейся офисом. Роботесса, оставив медицинскую карьеру, покинула пси-клинику и охотно переключилась на секретарскую деятельность. Теперь она периодически воображала себя то Деллой Стрит, обращаясь к Тиму «босс» или «шеф», то Лили Роуэн, в этом случае Тим становился в её устах «Эскамильо».
Благодаря удачно подвернувшемуся таксомотору с водителем-человеком, Тим не опоздал, домчав до общежития за четыре минуты. Шурша манжетами синтетической сорочки и с ужасом чувствуя, как начинает потеть подмышками, Тим пересек темный вестибюль и, распахнув дверь офиса, замер на пороге.
- Патрон точен, как швейцарские часы,- Кристина, в голубой сорочке с узким галстуком и пышной прической, льняным каскадом спускающейся ей на плечи, сидела за крохотной конторкой и сдержанно улыбалась. Напротив её в кресле для посетителей удобно расположился денежный мешок. Тим срисовал его сразу, едва взглянув на крупный бриллиант в галстучной булавке и золото запонок в петлях манжет. Клиент был уже не молодым, склонным к полноте, низеньким человечком, с блестящей лысиной, обрамленной бордюрчиком кучерявых волос. Дорогой костюм из модного фито материала, безупречно белый воротник сорочки, утянутый широким галстуком а ля питон, и легкие туфли настоящей кожи, подобранной в тон костюму, однозначно свидетельствовали, что их хозяин человек не бедный. Отставив фарфоровую чашечку с изображением пастушки и менестреля, толстячок скептически скользнул глазами по парадному наряду дяди Ежи, в котором находился Тим, и снисходительно улыбнулся уголками пухлого рта.
- Это в ваш BMW въехало моё такси? – поинтересовался молодой человек, тут же огребая убийственный взгляд от Кристины. Одернув ароматизированный нафталином дивный кофейный пиджак и затолкав манжеты поглубже в рукава, он прошел за свой письменный стол.
- У меня «Кадиллак»,- пожал плечами толстячок. – Моя фамилия - Бублик. Станислав Бублик, я владею вип фитнесс-клубом, и сейчас в моем заведении сложилась щекотливая ситуация…
Тим, вооружившись планшетом и световым стило, бросая короткие взгляды на роботессу, вывел: «Утренняя зарядка - фитнесс-клуб». Снабдив ремарку уверенным восклицательным знаком, Тим обернулся к Станиславу.
- Вы правильно сделали, что обратились к нам,- улыбнулся он клиенту,- щекотливые ситуации – это мой конек.
***
День медленно разгорался, солнце, набирая обороты, превращало пейзаж городской улицы в жаровню. Над асфальтом тротуаров уже замерцало жаркое марево, а тени редких деревьев, торчащих вдоль проезжей части, скукожились, подтянувшись к стволам своих хозяев.
Тим и Кристина неторопливо брели по теневой стороне улицы в поисках здания, адрес которого оставил им круглый клиент со смешной фамилией Бублик.
Кристина держала в пальцах ручку бамбукового зонтика, спасаясь от лучей озверевшего солнышка, а Тим, расслабив узел удавки, которую его дядя считал галстуком, тащил на плече пиджак доброго родственника.
- Почему ты думаешь, что робот не может шарить по карманам? – прервав молчание, он вопросительно взглянул на компаньонку,- у дяди Ежи робо-кот регулярно таскал жетоны, помнишь?
Девушка сперва кивнула, а потом отрицательно мотнула головой:
- Чтобы шарить, нужны подходящие пальцы, - сообщила она, и продемонстрировала Тиму свободной рукой «квакушку», попеременно прижимая большой палец к середине среднего и отводя обратно. – Роботы четвертого поколения так не смогут… они… - Кристина подняла брови и округлила глаза, пытаясь передать всю нелепость конструкции названных автоматов,- да вон, идет один. Смотри сам!
Роботесса вскинула руку, указывая на огромную фигуру, вырулившую из переулка и шагающую параллельным курсом. Тим присмотрелся к роботу. Тот был крупнее обычного человека раза в полтора. Без биооболчки робот походил на ожившую чугунную статую. Только вместо лица у него светился синим овал дисплея. Впрочем, шагал монстр довольно резво.
- Может, это один из тех, что работают у Бублика? – предположил Тим. – Он идет в нужную сторону.
- Эскамильо, ты проявляешь чудеса интуиции,- сверкнула белозубой улыбкой Крис. – Тем более, что на его спине наклеена эмблема клуба.
- Знаешь, не у всех восьмикратные бинокли в глазах,- огрызнулся Тим, тщетно пытаясь разглядеть золотое пятно между железных лопаток робота.
- Двенадцатикратный,- поправила роботесса, и в её тоне послышалась нотка превосходства. На ее внутреннем дисплее было ясно видно слово "Оазис" - название клуба, вписанное в золотой овал.
Тем временем железный гигант остановился перед круглым зданием с застекленным фасадом и скрылся за неприметной дверью черного хода.
- Нам туда,- указал Тим на здание. – Странно, что на нем нет вывески.
- Ничего странного,- пожала плечами компаньонка,- Бублик сказал, что политика его заведения – никакой шумихи и людей, кроме членов клуба. Для тебя он сделал исключение.
- Для нас,- поправил её Тим. - Пропуска он выписал нам обоим.
- Да, и как-то пространно говорил о длинных пустых вечерах,- кивнула Крис, - когда я принесла ему кофе.
- Это он… гм… шутил,- мрачно проворчал Тим. - Не стоит на этом заострять внимание.
- Ну, конечно, босс, как скажешь, - Кристина резко сложила зонт и, сунув его подмышку, решительно направилась в застекленный вестибюль.
***
Помещение вип заведения вполне оправдало ожидания Тима. "Кич!" - заклеймил бы обстановку дядя Ежи. На мраморных полах лежали пушистые ковры с пестрым восточным рисунком, стены, обтянутые бархатом цвета бордо, украшали картины на библейские темы, чуть покачиваясь от ветерка системы климат-контроля висели разлапистые бронзовые люстры.
«Живут же… богатеи», - подумал Тим, оглядывая холл, а вслух произнес:
- Типичный бордель.
- Когда ты успел побывать в типичном борделе? – роботесса, пройдя проверку на входе и цокнув каблучками босоножек по мраморным ступенькам, так же оказалась в холле, почти по щиколотку утонув в мягком ворсе ковра. Тон девушки, которым она задала вопрос, был по-прежнему ровным, но Тиму на мгновение показалось, что её карие глаза вспыхнули красным.
- Да... так, - Тим сделал неопределенный жест рукой и начал натягивать пиджак.- Когда еще учился... А здесь не жарко, ты не мерзнешь?
Он окинул взглядом стройную фигурку компаньонки в тонкой сорочке и облегающей юбке, прикрывающей её колени, но кокетливо намекающей на прелестные округлости выше. Кристина шагнула на ковер ближе к Тиму, и взглянула ему в лицо:
- Нет, мне не холодно, - произнесла она, и в её голосе слышалось мертвое спокойствие всех льдов Антарктиды. - Когда ты учился, отчим с тебя глаз не спускал. Через оптический прицел...
- Э-э-э, н-нет, еще раньше, - неуверенно промычал молодой человек, соображая, как выкрутиться, - тогда еще был жив папа.
- В качестве Амура со стрелами? – неожиданно хихикнула Кристина.
- Купидона,- с облегчением перевел дух Тим. - Ну, и где здесь место происшествия?
Едва он озвучил вопрос, двери холла отворились, и навстречу сыщику вышел железный гигант, Тим машинально отступил. Бронированный андроид остановился и наклонил голову так, чтобы юноша смог читать сообщения на овальном лице-экране.
"Добрый день! - светились белые буквы на голубом фоне. - Добро пожаловать в "Оазис". Меня зовут Боб. Я ваш гид и куратор. Можете говорить ваши распоряжения, я вас слышу".
- Отведи нас в ту раздевалку, откуда у ваших клиентов пропали деньги, - потребовал Тим.
" Прошу следовать за мной",- высветил предложение Боб и, распрямившись, двинулся к дверям.
- Какой же все-таки Бублик - сквалыга, - заметил Тим, пропуская Кристину вперед за гигантом. - Набрал с помойки доисторической рухляди...
- Ты разве не узнал их? - удивилась Крис и, повернув голову в вполоборота, скосила глаза на Тима. - Эскамильо не смотрел "Рыцари космоса", когда был Купидоном?
- Я, нет,- пожал плечами Тим,- как-то не интересовался всей этой межпланетной галиматьей.
- Странно, мальчикам обычно нравятся войнушки, - усмехнулась компаньонка.
- Ну, значит, я - не мальчик, - огрызнулся Тим и обиженно шмыгнул носом.
- Двести лет назад роботы четвертого поколения стали решающим оружием в исходе войны с силикоидами, - примирительным тоном сообщила Кристина, следуя по длинному коридору за механическим проводником, - поэтому они такие огромные - внутри их тел имеются места для вооружения того времени.
- Военные машины? - Тим от удивления замер и тут же начал отставать от процессии. Спохватившись, он догнал компаньонку. - Бублик собирает персональную гвардию?
- Нет, конечно, - голос роботессы прозвучал утомленно, - данные экземпляры прошли демилитаризацию. Гауссовские пушки сняты, дополнительные бронещиты демонтированы, роботам сделали "лица".
- А что, в оригинале дисплеев не было? Зачем такие монстры нужны здесь? - Тим продолжал сыпать вопросами в пышную льняную гриву Кристины.
- Они немы от создания, - Кристина, словно строгая учительница указкой, хлопала бамбуковым зонтом по ладони в такт словам,- не имеют возможности хранить видео информацию, идеальные исполнители. Бублику необходимо исключить возможность появления компромата на своих вип-клиентов. Любой другой, более современный робот - считай ходячая видеокамера. Возьми такого, и через пять минут сможешь полюбоваться в "КосмоНете" пикантной сценой с участием мэра города, к примеру.
- Все равно, они - страшные, - упрямо буркнул Тим.
Роботесса остановилась и развернулась к парню лицом:
- Люди страшнее.
- Что, и я тоже? - замигал глазами Пункертон.
- Ты? Ты симпатичный шеф, - Кристина улыбнулась и, зажав подмышкой зонт, поправила сбившийся галстук на шее Тима. - Очень.
Увернувшись от попытки "симпатичного шефа" обнять ее за талию, Кристина устремилась к роботу, замершему перед двустворчатой стеклянной дверью.
***
Осмотр места происшествия ничего не дал. Вип-раздевалка не была похожа на обычную: она имела общую комнату с кожаными диванами, из которой вели в индивидуальные кабинеты десять дверей.
- Так, - Тим осмотрел общую комнату и даже потрогал один из диванов ладонью. - Скажи, Боб, в каком кабинете лежали вещи, э-э-э пострадавшего?
Кристина так же с интересом воззрилась на дисплей гида.
"Во всех, кроме одной",- появился ответ.
- Как?- Тим пораженно зачесал макушку, а роботесса вопросительно вскинула левую бровь. - Во всех кабинетах клиенты одновременно не досчитались денег?
"Пользователи девяти кабин устно пожаловались хозяину на пропажу части денежных средств" - замерцали слова ответа на голубом "лице" Боба.
- Значит, тот, кто занимал десятую... - Тим осекся под снисходительным и одновременно насмешливым взглядом Крис. - Нет, ну, это же логично! – запротестовал он, начиная краснеть. - Вор не стал красть сам у себя...
Девушка, молча, разглядывала молодого человека. Тот окончательно смутился:
- Что? Ну, ладно, твоя версия, - Тим жестом предложил оппонентке высказаться.
- Бо-об, - мяукнула она, обращаясь к роботу, - скажи пожа-алуйста, кто занимал десятую кабинку? Ту, откуда жалоб не поступало?
"Станислав Бублик, хозяин клуба "Оазис",- бесстрастно вывел Боб.
- Обалдеть! - выдохнул Тим. - Теперь понятно, отчего ситуация такая щекотливая для него.
- Еще вопрос, Боб, - Кристина махнула зонтиком, словно дорожный полисмен жезлом, - здесь убирает постоянный робот или вы меняетесь?
"Номер ноль семь. Грязные полотенца и мытье полов закреплено за ним",- высветилось на экране. Механический человек помедлил и добавил:
«Его имя Трой».
- Спасибо, Боб, - Кристина обозначила улыбку уголками губ и повернулась к Тиму,- Эскамильо, от тебя нужен подвиг.
- Я готов! - выпалил сыщик, серьезно нахмурив брови и одергивая пиджак. - Оторвать голову железному монстру? Или сразу нескольким?
- Нет, уговорить Бублика, придти сюда вечером вместе с нами, когда здесь будут посетители... и Трой.
- Что? Ты подозреваешь робота? Но, ты же сама говорила, что... – Тим оглядел железную фигуру Боба и скомандовал:
- Боб, вытащи у меня из пиджака бумажник!
Робот приблизился к Тиму и, нависнув над ним, попытался подцепить огромными пальцами край его пиджака. С третьей попытки у него получилось, и гигант попробовал засунуть свою левую "хваталку" Тиму за пазуху. Раздался протестующий треск материи, робот замер.
- Все, все, спасибо, хватит,- Тим поспешно отступил от железного человека и с торжествующим лицом обернулся к Кристине. - Ну! Видала!?
- Вор не робот, - бесстрастно сообщила роботесса, разглядывая пиджак Тима.
- Так я могу рассчитывать на подвиг?
***
Станислав Бублик с недовольной физиономией двигался по знакомому коридору во главе целой процессии. За ним шагали сыщик и компаньонка, замыкал шествие безмолвный Боб. Перед стеклянными дверьми раздевалки Бублик остановился и обернулся с недовольной миной:
- Я так и не понял, что вы ожидаете сейчас увидеть,- сердито прошептал он. – Робот делает свою работу, все гости купаются.
- Господин Станислав,- так же шепотом ответила Крис, - прошу вас, давайте посмотрим, как Трой работает. И умоляю, шепчите как можно тише.
Бублик пожал плечами и отворил двери. Общая комната была пуста, зато дверь одного из кабинетов была открыта и в проем загораживала железная спина робота-уборщика.
- Трой! – выпалил Бублик. – Ты что там делаешь?! А ну-ка, выходи сейчас же, мерзавец!
Робот, не оборачиваясь, сделал шаг назад. За ним в кабинете что-то зашуршало.
- Ноль семь, кру-гом! – неожиданно командирским тоном скомандовала Крис.
Уборщик выполнил команду четко и быстро, развернувшись лицом к хозяину и сыщикам.
- Что… что это значит? – Бублик изумленно разглядывал робота. Передняя пластина, закрывающая грудь и живот гиганта была открыта, и висела на петлях, словно дверца шкафа. Внутри робота имелось пространство, не заполненное приводами и электроникой, по объему вполне достаточное, чтобы в нем уместился человек. В комнате воцарилась тишина. Внезапно из приоткрытой двери кабинета выглянул подросток. Самый обычный, темноволосый, с пухлым лицом, покрытым прыщами. Он опасливо оглядел всю компанию, уставившуюся на него, и виновато протянул:
- Па-ап… Ну, я все могу объяснить…
Тим смотрел, как круглое лицо Бублика плавно меняет цвет от молочно-белого, до томатно-бурого. Станислав ни слова не сказал сыну, а очень вежливо попросил сыщиков уйти и прислать счет за оказанные услуги на электронный адрес.
Молодые люди шли по остывающей вечерней улице. Рядом проносились, светя фарами машины и леви-такси, но ни Тим, ни роботесса не торопились по домам.
- Знаешь, мне сегодня приснился странный сон,- негромко сообщил молодой человек. – Скажи, ты действительно ненавидишь людей?
Кристина окинула приятеля оценивающим взглядом:
«Тонус снижен, мимические мышцы расслаблены, подвижность зрачков небольшая. Состояние: утомлен. Вероятное время перехода в сон: через два часа тридцать семь минут».
- Нет,- пожала она плечами, - пункты медицинского кодекса отвергают чувство ненависти к людям.
- Но ты уже не медик,- заметил Тим.
- Все равно – нет,- упрямо повторила Крис. – Почитай стихи?
- Что… прям сейчас? Погоди, еще вопрос. Как ты догадалась, что внутри робота кто-то сидит?
- Мне подсказал Боб. Трой – это не просто имя. В войну так назывались машины, способные нести в себе скрытых агентов. Десятки шпионов проникли таким образом на объекты силикоидов, пока те не раскусили этот трюк.
- Ты так говоришь, словно… - Тим встретился глазами с Кристиной и замолчал. Роботесса долгую секунду не отводила взгляд. Потом она моргнула и отвернулась.
- Эскамильо, неужели я не заслужила сегодня от тебя стихов? – поинтересовалась она.
- Заслужила,- покорно кивнул Тим. – но… они уродские.
- Уродские? Для уродов? – Кристина усмехнулась,- спасибо.
- Нет, они уродские, потому что их написал такой урод, как я,- со вздохом признался поэт.
Чуть в стороне
Бурлящего потока.
Бросает взгляд
Своих янтарных глаз
Есть что-то в ней
Немножечко от Бога,
А может дар от Дьявола?
Бессмертие...
Переживет всех нас…
- Подпись автора
Удобная штука - фальшивая репутация:
всегда с собой и не оттягивает карман при ходьбе.